Развитие воображения у младших школьников. Исследование воображения Исследование индивидуальных особенностей воображения автор

Развитие воображения у младших школьников. Исследование воображения Исследование индивидуальных особенностей воображения автор

01.05.2024

Цель исследования - определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Используемые материалы. Три листа бумаги с изображениями: на первом - контур круга диаметром 2,5 см, на втором - контур равно­стороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем - кон­тур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Обработка результатов:

1. Уровень сложности воображения:

    Контур использован, как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

2 .Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений.

    Гибкое воображение так как все три рисунка на разные сюжеты.

3. Определение степени типичности.

    Типично. Оригинальный рисунок - средняя степень стереотипности.

Вывод: В результате эксперимента у испытуемого контур использован, как основная деталь, но рисунок имеет дополнительные части, все три рисунка на разные темы, средняя степень стереотипности.

Опыт 2

Исследование творческого воображения

Цель исследования - дать оценку особенностям творческого во­ображения.

Используемые материалы. Бланки с напечатанными на нем тре­мя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандарт­ные листы бумаги, ручка, секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Молодой человек в чёрной шляпе ехал в дождливую погоду, долгой дорогой.

Был дождь. Владимир ехал домой, дорога была мокрой.

Я наблюдала из окна своей квартиры, лил сильный дождь, дорога была мокрой, и лишь один старик в чёрной шляпе шёл по аллее.

Обработка и анализ результатов: 6 баллов

Вывод: В результате эксперимента у испытуемого средняя степень творчества – 5 баллов. В предложение использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинально комбинации

ПАМЯТЬ

Задание 1.

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуа­лизируется каждая из них.

В памяти различают следующие основные функций (процессы): запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.

Сохранение - фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.

Опыт 1

Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств

Цель исследования - показать влияние чувств на запоминание.

Используемые материалы. Список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 - с чувством неудовольствия и 10 - безразличными. Первые поме­чены в списке знаком «-», вторые - знаком «-», третьи - «0»; бу­мага (0), подарок (+), скука (-), танцы (+), лампа (0), несчастье (-), музыка (+), рана (-), окно (0), поэзия (+), печаль (-), красота (+), ка­рандаш (0), мечта (+), стена (0), кража (-), здание (0), змея (-), удача (+), похороны (-), деньги (+), болезнь (-), пробка (0), любовь (+), чис­ло (0), буква (0), война (-), тетрадь (0), радость (+), обман (-).

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Любовь(+),скука(-),радость(+),война(-),здание(0),печаль(-),деньги(+),болезнь(-),окно(0),лампа(0),несчастье(-),подарок(+),танцы(+),рана(-),поэзия(+),мечта(+),красота(+),музыка(+),карандаш(0),стена(0),пробка(0)число(0),буква(0)тетрадь(0),обман(-).

Вывод : В результате эксперимента у испытуемого больше положительных ответов чем отрицательных, в связи с этим можно сказать что у испытуемого в этот момент было хорошее настроение и его переполняли положительные эмоции.

Опыт 2

Методика «Память на образы»

Методика при­меняется при профотборе, используется в группе и инди­видуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Вывод : В результате эксперимента у испытуемого 13 баллов - это свидетельствует о том, что у него нормальная отразительная память.

Опыт 3

Механическая память

Цель исследования – выявить доминирующий тип механической памяти (слуховой или зрительный).

Используемые материалы. Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двузначных чисел (ряды не должны подчиняться определенной математической закономерности), секундомер.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема):

Экспериментатор : Усатая И.

Испытуемый: Усатая И.

Возраст: 18 лет Пол: жен.

Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие

Ход эксперимента:

Вывод: Итого, верно воспроизведенных чисел:

В 1 серии – 9;Во 2 серии – 6.

У испытуемого хорошо развита слуховая - механическая память.

Опыт 4

Смысловая память

Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а так­же прочности запоминания при образования логических связей.

Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи.

Луч - солнце шум - вода замок - дверь

Медь - свинец стол - обед день - сутки

Сук - елка мост - река пруд - плотина

Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса

Нуль - число лес - медведь глаз - ухо

Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда

Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога

Дом - книга рой - пчела сад - цветы

Нож - вилка час - время пуля - война

Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема): «Механическая память» Дата:14.07.2012г.

Экспериментатор : Усатая И.

Испытуемый: Усатая И.

Возраст: 18 лет Пол: жен.

Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие

Измеряемая характеристика............................................................

Ход эксперимента:

Луч - солнце (+) шум - вода (+) замок - дверь (+)

Медь - свинец (+) стол - (-) день – сутки(+)

Сук – елка(+) мост - река (+) пруд – плотина(+)

Год - месяц (+) рубль - копейка (+) зверь – (-)

Нуль - число (+) лес - медведь (+) глаз - ухо (+)

Свет - заря (+) дуб - желудь (+) ночь – звезда(+)

Марс - планета (+) дичь - выстрел (+) путь – дорога(+)

Дом - книга(+) рой - пчела (+) сад - цветы (+)

Нож - вилка (+) час - время (+) пуля – война(+)

Лист - дерево (+) гвоздь - доска (+) дождь – зонтик(+)

Обработка и анализ результатов .

Вывод: В результате эксперимента испытуемый повторял про себя слова и благодаря этому он воспроизвёл достаточно много слов, почти все пары слов были легки для запоминания.

Опыт 5

Логическая и механическая память

Цель исследования - Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Используемые материалы . Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд : кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сани, книга – учитель, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Второй ряд : жук – кресло, гребень – земля, компас – клей, колокольчик – стрела, синица – сестра, лейка – трамвай, мухомор – диван, гребенка – ветер, ботинки – самовар, графин – брать, спичка – овца,терка–море,шляпа–пчела,рыба–пожар,пила–яичница.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Вывод: Смысловые связи между словами влияют на эффективность запоминания.

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения



Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Методика «Интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук) .

Шкала «Фантазия» включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) .

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

1. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов; - впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

  • 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
  • 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
  • 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

  • 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
  • 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
  • 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому : "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов



Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.



Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.



Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia