Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир

Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Земля и Вселенная. Смысл этих слов сегодня понятен каждому. Но слова эти существовали не всегда. На заре человеческой истории люди жили родами и племенами на обширных пространствах Европы, Азии, Африки. Они занимались коллективной охотой на крупного зверя, рыбной ловлей, собиранием плодов и кореньев.

Вопроса «что такое мир?» люди в то время просто не поняли бы. Их миром была та среда, в которой обитали данный род или племя, - с ее реками и лесами, пещерами и облаками... Недаром в ряде языков, в том числе и в древнерусском, слово «земля» некогда означало определенную географическую область или местожительство племени, народа. «О Русская земля, ты уже за холмом!» - восклицает автор «Слова о полку Игореве», и мы понимаем, что речь идет не о земном шаре, а о районе расселения восточных славян.

Повседневные наблюдения говорили также, что земля неподвижна и, кроме земного мира, не может быть ничего сущего. Небесная сфера, или твердь, была при этом необходима, чтобы объяснить, откуда берется вода, падающая с небес в виде дождя, града или росы, и почему она все-таки не заливает землю. Представление о небесной тверди хорошо подкреплялось падением «небесных камней» - метеоритов.

Изо дня в день, из года в год человек убеждался на опыте, что солнце, луна, планеты и звезды движутся по небу, восходят на востоке и заходят на западе. Но если уж сложилось представление о небесной тверди, не было ничего проще как прикрепить их к этой сфере и заставить двигаться вместе с ней. Для опровержения такого взгляда нужно было, по крайней мере, представить себе истинные размеры Земли и других небесных тел, их взаимные расстояния, понимать, что такое относительность движения и в чем состоит природа тяготения.

Астрономия - одна из самых древних наук. Еще на заре человечества охотники искали дорогу к своему стойбищу, ориентируясь по звездам. Большой толчок к изучению небесных явлений дал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Сроки перегона скота и получения приплода определялись прежде всего по фазам луны. Сезоны в земледелии связывались с высотой солнца над горизонтом, с годовыми изменениями положения звезд на небе.

Так повседневные производственные нужды людей оказались тесно связаны с расположением небесных светил. Но объяснить научно эту связь человек в ту пору был еще не в силах. Поэтому он стал поклоняться солнцу и луне, планетам и звездам как могущественным и прекрасным богам. Религия тесно переплелась с наблюдательной астрономией, возникли так называемые «астральные», т.е. звездные, культы. И такие процессы совершались тех территориях нашей планеты, где люди переходили к оседлому образу жизни.

Историки древнего мира говорят, что уровень, достигнутый древней астрономией, был очень высок. Однако от нее была совершенно скрыта действительная природа изучаемых ею явлений. Древние астрономы, например, знали множество созвездий, могли рассчитать время захода и восхода луны, солнца, планет, наиболее крупных звезд, предсказывать солнечные и лунные затмения и т.п. Но при этом они совершенно ничего не знали (и не могли знать) о том, что представляют собой Земля, планеты и звезды, какое действительное положение занимают они во Вселенной.

Вселенная древних была очень маленькой и тесной. И это не удивительно: ведь люди, создавая свои представления о ней, не имели другого масштаба, кроме земного. Древние греки сделали первые шаги к правильному пониманию мира. Они порвали с религиозными мифами и впервые попытались понять устройство и масштабы мира с позиций науки. Исходные данные для этого они получили из путешествий и наблюдений.

Древнегреческий математик Пифагор (VI-V в. до н.э.), много путешествовавший, первым высказал мысль о шарообразности Земли. Философ Аристотель (IV в. до н. э.) доказывал, что Земля - шар, ибо в южных странах на небе появляются новые созвездия, не видимые в северных, а чем дальше мы двигаемся к северу, тем все больше появляется на небосводе незаходящих звезд. Он ссылался также на то, что во время лунных затмений тень от Земли имеет на лунном диске круглую форму. Спустя много столетий во время кругосветного плавания Магеллана это доказательство шарообразности Земли вернуло мужество его морякам, которые, находясь почти три месяца в водах Тихого океана, пришли в отчаяние, думая, что никогда уже не вернутся домой и не увидят суши.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал услышанную им во время посещения Египта легенду о путешествии финикийцев вокруг Африканского континента. Геродот не поверил легенде, так как в ней утверждалось, будто, огибая Африку с юга и плывя с востока на запад, путешественники видели солнце в полдень с правой стороны, т.е. на севере! «Этого не может быть!» - восклицает Геродот, хотя, с нашей точки зрения, такой рассказ был лучшим доказательством пребывания финикийцев в Южном полушарии.

Постепенно идея о том, что Земля - шар, висящий в пространстве и ни на что не опирающийся, все шире распространялась среди античных мыслителей. Архимед писал: «Аристарх Самосский... полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в ее центре».

Наконец, за 300 лет до нашей эры географ Эратосфен путем остроумного опыта определил подлинные размеры земного шара. Заметив, что в день летнего солнцестояния в городе Сиене (теперь Асуан) солнце стоит в зените и поэтому освещает дно самого глубокого колодца, он измерил угол падения солнечных лучей в тот же день в Александрии. Зная расстояние между этими городами, Эратосфен легко вычислил длину окружности земного шара. Его расчеты оказались близки к современным.

Шаг за шагом двигались люди к разгадке тайны мироздания. Однако на этом пути у них были два серьезных препятствия. Во-первых, люди не имели необходимых для наблюдения небесных тел приборов. Во-вторых, успехи античной науки были на много столетий приостановлены возникновением христианства.

Кстати об Александрии и знаменитой библиотеке (около 415г.н.э.):

Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом (префект Александрии), то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (александрийский епископ). Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. …. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия , в месяце марте, во время поста .

Еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV вв. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной мир состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи, явлении.

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в. до н.э. Птолемей пытался объяснить видимые движения по небосводу планет Солнечной системы - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Как теперь известно, путь этих светил на нашем небе приобретает сложный вид потому, что мы наблюдаем их, сами находясь в движении вокруг Солнца. Два движения складываются и дают сложную видимую кривую. Птолемей же считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он придумал сложную схему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, а каждая планета движется не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе.

Система Птолемея была поставлена под сомнение польским математиком и астрономом Николаем Коперником (1473-1543).

Выдающийся мыслитель, Николай Коперник в течение более чем 30 лет разрабатывал идею гелиоцентрической картины мира (от греческого «Гелиос»-«Солнце»), в соответствии с которой Земля оказывается рядовой планетой, в числе прочих обращающейся вокруг центрального светила -Солнца. Коперник решительно отбросил былые предрассудки о том, что Земля является центром мира и центром тяжести, вокруг которого якобы должны двигаться все небесные тела.

Трактат Коперника «Об обращении небесных сфер» вышел в свет лишь незадолго до его смерти, в 1543 г. Он произвел настоящий переворот в представлениях ученых о Вселенной. Коперник доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а, наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, великий польский ученый поставил вопрос о том, что видимое нашим взором должно быть понято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение.

Однако до тех пор, пока гипотеза не была доказана, церковь не особенно тревожилась. Решительная борьба против коперниковских идей началась лишь после того, как итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) направил в небо увеличительную трубу собственной конструкции.

Случилось это в конце 1609 г. Труба Галилея была, по сегодняшним представлениям, совсем маленькой: она увеличивала всего в 30 раз. Но открытия, сделанные Галилеем в течение нескольких месяцев, опрокинули все имевшиеся у людей представления о мире, его масштабах и устройстве.

Прежде всего оказалось, что небеса состоят из таких же материальных объектов, как и Земля: на Луне обнаружились горы, «моря» и долины; на Солнце - этом символе божественной чистоты - пятна (как теперь известно, возмущения солнечной атмосферы, создающие вихри на ее поверхности); Млечный Путь распался на бесчисленное множество отдельных звезд и т. д. Оказалось также, что неверна и теория о тяготении всех небесных тел к центру мира - Земле. Уже при первых наблюдениях Галилей обнаружил, что вокруг планеты Юпитер движутся четыре спутника и что, следовательно, во Вселенной помимо Земли могут быть другие центры притяжения.

Наблюдения Венеры обнаружили, что она проходит, подобно Луне, смену видимых фаз, приобретая вид то узкого серпика, то полного диска. Это было прямым доказательством ее обращения вокруг Солнца.

Так за несколько месяцев рухнула под ударами новых фактов вся средневековая картина мира. Недаром Галилея, совершившего этот научный подвиг, современники прозвали «Колумбом Вселенной».

Таким образом, изучение мира, окружавшего человека, привело к расширению его знаний о природе, к созданию целой системы наук, изучающих природу, к созданию естествознания.

Естествознание - система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как единое целое. В настоящее время под естествознанием понимают формализованное (физико-математическое) и неформализованное содержательное (например, биология, химия, география), конкретное (например, антропология) естествознание, т.е. точное знание о всем, что действительно есть во Вселенной или, возможно, есть во Вселенной. Это знание часто можно выразить в виде математических формул.

По своему содержанию и по методу изучения явлений природы естествознание может быть разделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта - на неорганическое и органическое. Неорганическое естествознание имеет своим предметом механические, физические, химические и иные явления. Органическое естествознание своим предметом изучения имеет явления жизни, или живую природу. Конечно, такое деление естествознания является довольно условным, так как достаточно сложно разделить неорганические и органические вещества, то есть вещества относящиеся к живой и неживой природе.

Таким делением определяется внутренняя структура естествознания, классификация наук. В середине XIX в. целым рядов естествоиспытателей и философов, среди которых были Ф. Энгельс и химик Ф. Кекуле, на основе тщательного изучения истории развития естественных наук были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех последовательных ступеней: механика, физика, химия, биология. В настоящее время науки о природе (или науку о природе) подразделяют на такие более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология, психология. Механика включена в физику. Среди наук о природе появилась психология.

Физика имеет дело не только со всевозможными материальными телами, но и с материей вообще. Химия имеет дело со всевозможными видами субстанциональной материи, т.е. с различными веществами. Биология - со всевозможными живыми организмами. Психология изучает различные разумные существа. Но это деление достаточно условно, так как систематически возникают междисциплинарные проблемы, которые решают пограничные дисциплины (биофизика, биохимия, психофизика, физическая химия и т.д.).

Далее идет переход к общественным наукам и наукам о мышлении. Вся история естествознания показывает основу, на которой оно находится. Это логически обоснованная математика. Без математики невозможно решить никакие проблемы естествознания.

Между естественными и социальными науками располагаются технические науки (включая сельскохозяйственные и медицинские). Дифференциация наук и их интеграция в процессе развития человеческого общества привели к возникновению новых наук (квантовая механика, ядерная физика, биохимия, бионика, геохимия, космохимия и др.). Особое место занимает кибернетика, представляющая собой раздел технических и математических наук, но глубоко проникающая в другие естественные и общественные науки. Естественные науки вместе с науками о человеке и обществе являются составными частями общечеловеческой культуры. Известны многие литературные произведения, внесшие вклад в развитие естествознание. Такими являются диалоги древнегреческого философа Платона (428 -348 гг. до н.э.), поэма «О природе вещей Тита Лукреция Кара (1 век до н.э.), «Естественная история» Ж. Бюффона (1707 - 1788), труды М.В. Ломоносова.

Гуманитарные науки, литература, искусство, религия сильно влияют на развитие естественных наук, на формирование мировоззрения естествоиспытателей.

Во взаимодействии науки, технологии, литературы, искусства возникают новые виды искусств. Так возникло книгопечатание, радио, кино, телевидение, компьютерная графика и др.

Каждый предмет природы является сложным образованием, т.е. состоит и каких-либо частей. Так, вещество может состоять из молекул, молекулы - из атомов, атом - из нуклонов и электронов, нуклоны или антинуклоны - из кварков или антикварков. Кварки в свободном состоянии не существуют и уже не имеют отдельных составных частей. Но по современным космологическим представлениям потенциально могут содержать в себе целые квазизамкнутые макромиры, имеющие собственные составные части. И это можно повторять до бесконечности. В этом состоит макромикросимметрия Вселенной, или циклическая замкнутость ее структур.

Аналогично и естествознание как система наук о природе состоит из основных частей, последовательно вложенных друг в друга: космология, физика, химия, биология, психология. Кроме того, естествознание включает в себя многие другие, более частные естественные науки (астрономию, географию и др.).

Химия, имеющая своим непосредственным основанием физику, сама является основанием биологии и оказывается характерным ключевым примером для последовательного развертывания всего естествознания по магистральному восходящему пути от исходной физики до психологии. Психология, занимая высшее место, потенциально циклически замыкается с исходной физикой:

Какие свойства должна иметь совокупность естественных наук, чтобы она могла рассматриваться как целое? Решение этого вопроса можно найти в системном подходе, или системном анализе изучаемых объектов. Суть системного подхода легче понять, рассматривая развитие химии в первой половине XIX в. В 1830-х гг. шведский химик И.Я. Берцеллиус выдвинул электрохимическую теорию химической связи, согласно которой молекулы образуются из атомов за счет электростатического притяжения разноименно заряженных атомов или атомных групп. Так, например, хлорид натрия образуется при притяжении положительно заряженного натрия и отрицательно заряженного хлора: Na+Cl-. При этом каждый из этих элементов может существовать самостоятельно. Или сульфат натрия Na2SO4 состоит из двух оксидов Na2O и SO3 , которые за счет электростатического взаимодействия образуют данную молекулу. И в этом случае оба оксида могут существовать самостоятельно.

Но в 40-х гг. XIX в. крупнейший французский химик Шарль Жерар установил, что теория Берцеллиуса может быть применена только к редким примерам построения молекул. В подавляющем большинстве молекулы состоят из атомов и атомных групп, так прочно связанных, что их самостоятельное существование без существенного изменения их качественного состояния невозможно. Распад молекул на части приводит к качественно новым веществам. Так, метан СН4, теряя только один атом водорода, превращается в радикал метил, который в свободном состоянии существовать не может и образует этан: СН3 + СН3 -> С2Н6. При потере двух атомов водорода образуется метилен СН2, также не существующий в свободном состоянии и образующий этилен С2Н4.

Молекулу Жерар назвал унитарной системой. Ученый также показал, что существует два вида множеств: множество суммативное, или аддитивное (полученное путем простого сложения) и множество системное, или просто система. В отличие от аддитивного множества, система представляет собой такое множество элементов, в котором все элементы не только тесно взаимосвязаны друг с другом, но влияют друг на друга и качественно преобразуют друг друга. Жерар привел убедительные примеры, подтверждающие это положение. Так, один и тот же элемент водород в составе различных молекул проявляет себя в совершенно различных качествах. В молекуле водорода он нейтрален и очень прочно связан со вторым атомом водорода: энергия связи Н-Н равна 432 кДж/моль. В молекуле бромистого водорода HBr водород представляет собой положительно заряженный катион Н+, и энергия связи H-Br составляет 358,9 кДж/моль. В гидриде натрия NaH водород является отрицательно заряженным ионом Н-, и энергия связи Na-H составляет всего 196,7 кДж/моль. Таким образом, включая один и тот же элемент, система делает его различным в зависимости от связанных с ним партнеров.

Открытие Жерара заинтересовало философов, которые с его помощью нашли объяснение диалектическому закону перехода количества в качество, или переходу количественных изменений в качественные. Атомарный кислород О имеет одни свойства, молекулярный кислород О2 имеет другие свойства, а озон О3 имеет свойства, отличные от двух предшествующих. Следовательно, изменение качества под влиянием количественных изменений может происходить только в том случае, если объект имеет системный характер.

Таким образом, система - такая совокупность элементов, в которой существуют их взаимное влияние и качественное взаимное преобразование. Система представляет единое целое, из которого нельзя отнять ни одного элемента, не изменив при этом качества всего целого.

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:

  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.

Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.

Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.

Человек - часть живой природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным. Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают.

Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?

Приведи примеры.

Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить , чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум.

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия.


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...

Это потому, что человек имеет РАЗУМ.

А как вы думаете, где "жилище" разума человека?

Конечно, это головной мозг . У человека он особенно развит. Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.

Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.

Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХО ЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа , "лОгос"-наука, знания )

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ . Так происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.


А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?

  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет.

Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью.

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!


Органы чувств, м/ф для детей

Как человек познает мир

Язык - главный орган вкуса

Интересные факты об органах чувств

1. Органы чувств

Как наше «Я» узнаёт о том, что окружает человека?

Психолог: Человек получает представление об окружающем мире, используя замечательные, данные самой природой инструменты: органы чувств.

Сколько всего у человека чувств?

Психолог: Учёные пока не пришли в этом вопросе к единому мнению, но основные пять, - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - знакомы всем.

И о чём сообщает человеку каждое из его чувств?

Психолог: Больше всего сведений о внешнем мире мы получаем благодаря зрению. Наш глаз позволяет нам различать цвета, их яркость, а также движение и величину окружающих предметов. Он обладает замечательной зоркостью. Установлено, что человек с хорошим зрением способен ясной ночью увидеть пламя свечи, которая находится от него на расстоянии 27 км!
С помощью слуха люди могут различать звуки и определять источник их происхождения. Человек с хорошим слухом способен в полной тишине услышать тиканье наручных часов на расстоянии до 6 м!
Кожа человека испытывает ощущения прикосновения, давления, тепла, холода. Они возникают при самых незначительных воздействиях. Например, человек способен ощутить движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра! Большое значение для человека имеют болевые ощущения. На одном квадратном сантиметре кожи человека находится 100 болевых точек, а по всей поверхности кожи их около 900 тысяч.
Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: доказано, что человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу.
Пятое чувство, которым постоянно пользуется человек - обоняние. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении площадью в сто квадратных метров!
Наряду с этими пятью основными чувствами следует отметить ещё одно – чувство равновесия.

Кожное зрение

При желании человек может развить остроту данных нам природой органов чувств. Например, профессиональный музыкант способен различать множество нюансов звучания инструмента, а художник – десятки и даже сотни оттенков одного цвета.
Замечательные способности можно приобрести, развивая чувство осязания. В 1960 г. в американских газетах появились сообщения о 14-летней Маргарет Фус, которая прекрасно видела, даже если ей завязывали глаза. Ученые проделали с девочкой множество экспериментов. С закрытыми повязкой глазами, при помощи одних только рук Маргарет читала взятые наугад отрывки из Библии, статьи из газет и журналов и называла предметы, на которые показывали участники эксперимента.
И этот случай далеко не единственный! Известная в нашей стране экстрасенс Роза Кулешова демонстрировала поразительную способность – читала руками заголовки газетных статей, лежащих в плотно запечатанных конвертах. Как такое может получаться? Исследования показали, что способность «читать руками» при соответствующей тренировке можно развить у любого человека. Причем для этой цели можно использовать любые участки кожи, а прикасаться к воспринимаемому тексту не обязательно.
В Москве вот уже несколько лет существует школа, где Николай Денисов учит искусству видеть без глаз всех желающих, в первую очередь школьников. По его словам, требуется примерно пять дней специальных упражнений, чтобы увидеть с закрытыми глазами первую букву.

2. Ощущение и восприятие

Психолог: Органы чувств можно назвать нашими «окнами в мир». Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Цвета, блики света, звуки, запахи, чувство тепла, холода, боли – всё это ощущения.

Глаза – видят, уши – слышат, кожа – осязает… Но где все эти ощущения «сливаются» друг с другом?

Психолог: Когда ощущения сливаются друг с другом, образуется восприятие. Именно восприятие благодаря слаженной работе всех органов чувств создаёт целостный образ предмета. Например, человек касается рукой земли и ощущает под пальцами холодную, рассыпчатую массу, он видит сверкающую белизну, слышит хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий морозный запах. И он говорит себе: «Это – снег. Это – зима!»
Психологи считают, что ведущую роль в создании восприятия играет головной мозг, где объединяется и организуется разнообразная информация, полученная от органов чувств. Анализируя ощущения, мозг выделяет каждый предмет из его окружения, различает их по форме, цвету, размерам; определяет расстояние, на котором они от нас находятся; выясняет, движутся предметы или нет. И все это осуществляется почти мгновенно! Благодаря деятельности мозга, мы видим вокруг себя на улице не беспорядочные цветные пятна разной освещённости, а дома, деревья, людей, автомобили. В консерватории мозг складывает вместе разнообразные слуховые ощущения, и мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию. Вечером в лесу мы не просто отмечаем про себя отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костер, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.

Значит, когда все ощущения складываются, сливаются вместе, получается восприятие?

Психолог: Нет, это не верно! Любое восприятие – это не просто сумма отдельных ощущений (цвета, света, звуков, запахов и т.п.). Огромную роль в создании восприятия играет предшествующий опыт человека. Когда мы видим предмет в первый раз, требуется время, чтобы проанализировать все свои ощущения. Но если предмет нам хорошо знаком, достаточно одного только признака, чтобы определить его. Так услышав характерное тиканье из соседней комнаты, мы сразу понимаем: «Это часы!»

Знаменитый французский поэт Артюр Рембо написал некогда необычное стихотворение «Гласные». В нем говорилось, что буквы могут быть цветными: А - черной, Е – белой, И – красной, У – зеленой, О – синей. Поэт вовсе не пытался удивить слушателей необычными сравнениями. Он действительно видел звуки! В «Гласных» было впервые описано явление, которое учёные называют «цветным слухом», или синтезией (в переводе с греческого этот термин значит «соощущение»).
Артюр Рембо далеко не единственный человек, обладавший даром «цветного слуха». Настоящим гением синтезии считается, живший в первой половине ХХ века, московский репортер Леонид Шершевский. В восприятии какого-либо признака предмета у него участвовали все чувства сразу! Он мог, например, сказать при знакомстве: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос!» Когда при Шершевском стали брать одну за другой музыкальные ноты на пианино, он видел то серебряную полосу, то желтую, то коричневую… Причем в последнем случае зрительное ощущение оказалось дополнено и вкусовым – во рту появился вкус кисло-сладкого борща. Один из музыкальных тонов вызвал у Шершевского образ молнии, раскалывающей небо пополам. А резкий звук произвел на него впечатление иглы, вонзившейся в спину. Гласные буквы были для него фигурами, согласные – брызгами, а цифры представлялись некими башнями.
«Я вспоминаю, - пишет один из современников, - как однажды мы с Шершевским шли из института.
- Вы не забудьте дорогу, - предупредил я его.
- Нет, что вы, - ответил он. – Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой солёный на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук…»

3. Внимание

Благодаря органам чувств мы замечаем всё, что происходит вокруг нас?

Психолог: Это не совсем так. Да, органы чувств постоянно информируют нас о том, что происходит вокруг. Однако, как правило, мы не видим всего, что нас окружает, и не воспринимаем все звуки. Из многих окружающих предметов наше сознание сосредотачивается только на самых значимых. Эта способность сознания выделять из многого что-то одно называется вниманием. Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Если бы человек не обладал вниманием, он бы не мог ни учиться, ни работать.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Представьте, что вы решает сложную задачу, и никак не можете отыскать верное решение. Терпение на исходе, вы уже готовы отступиться от поставленной цели, но потом собираетесь с силами и опять направляете внимание на условие задачи. Такое внимание, которым управляет сам человек, называется произвольным. Для него характерно чувство напряжения. Другой – противоположный – вид внимания – это внимание непроизвольное. В отличие от произвольного оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны (так бывает во время интересного кинофильма, когда мы с интересом следим за событиями на экране).

Внимание всегда сосредоточено на чём-то одном?

Психолог: Порой человеку приходится выполнять несколько дел сразу. Например, на уроке ученик может слушать учителя, делать записи, смотреть на карту. Эта способность называется распределением внимания. Не всегда подобного рода занятия бывают успешными. Например, если выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, можно допустить много нелепых ошибок, да и времени на приготовление уроков уйдёт больше. Но иногда, благодаря целенаправленной тренировки можно научиться так распределять внимание, что одно дело не будет мешать другому. В 1887 г. свои необычные способности по управлению вниманием продемонстрировал публике француз Полан. Он, например, мог читать слушателям одно стихотворение и одновременно сочинять на заданную тему другое. Или, декламируя стихи, в тоже время решать сложные задачи.

4. Воображение

Психолог: Человек может наблюдать не только предметы внешнего мира, но и яркие картины, порожденные его мозгом. Каждый из нас способен чётко и ясно представить себе хорошо известный пейзаж, например вид из окна своей комнаты или лицо близкого родственника. Достаточно прикрыть глаза, и мы увидим их словно на «внутреннем экране». Эта способность мозга называется воображением.

Человек способен вообразить только то, что он видел или слышал раньше?

Психолог: Нет, конечно. Воображая, человек способен соединить в единый образ части различных предметов. Именно так, слив образы лошади и человека, получили кентавра. Многие герои хорошо известных вам сказок и мифов никогда не существовали в реальной жизни. Они были созданы силой человеческого воображения.

Воображение есть у всех людей?

Психолог: Иногда про какого-нибудь человека говорят: «У него отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех. Без воображения не было бы ни науки, ни искусства. Человек не смог бы не только написать художественное произведение, но и прочитать его. Ведь образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками не произвели бы на него никакого впечатления.
Более того! Не будь у человека воображения, мы оказался бы абсолютно беспомощным в практической жизни. Именно в воображении мы предвидим результаты, которые желаем достигнуть при помощи тех или иных действий.

Психолог: Органы чувств есть у всех живых существ. Человек в этом отношении ничем от них не отличается. Но у человека есть ещё один инструмент для познания – речь. В отличие от животных он живёт как бы в двойном мире: мире окружающих его предметов и в мире слов.

Что значит «живёт в мире слов»?

Психолог: Речь – чрезвычайно сложное явление психической жизни человека. Основополагающим элементом речи служит слово, являющееся в то же время понятием. А понятия – это общие имена, принятые в человеческом обществе для предметов или явлений. Каждое такое понятие вызывает в нашем воображении определенную картину. Например, кто-то произносит слово «лес». И тотчас в нашем воображении возникает определённая картина: много деревьев, тень, ветер шумит в ветвях... А если кто-то говорит о «дожде», появляется другой образ: небо, затянутое тучами, капли, падающие на землю, лужи под ногами...


Как человек познает окружающий мир.
Для чего люди путешествуют.
Что изучает наука археология

Цели :

– систематизировать знания, полученные в 1–3 классах;

– сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии;

– повторить понятия: исторические источники, краеведческий и исторический музеи;

– продолжить развитие мышления, любознательности, умений добывать знания из иллюстративного материала;

– воспитывать уважение к трудной и интересной профессии археолога.

Оборудование: предметы, необходимые путешественникам; письменные и вещественные исторические источники, обнаруженные археологами; предметы, необходимые археологам (кисточки, скребки, лопатки, скальпели); репродукция К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Ход урока

I. Организационный момент.

Окружающая среда

Все – от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя – навсегда! –

Окружающая среда!

Л. Фадеева

II. Повторение и систематизация полученных учащимися в 1–3 классах знаний о живой и неживой природе, о человеке.

Учитель демонстрирует на доске рисунки: солнце, гора, озеро, медведь, бабочка, воробей, кувшин, дом, книга и т. д.

– Перед вами предметы окружающего мира.

– На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира? (Неживая, живая природа и изделия человека.)

На доске появляется схема 1.

– Что относится к неживой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске схему 2.

– Назовите небесные тела.

– Назовите формы рельефа суши.

– Назовите водоемы.

– На какие группы можно разделить водоемы? (Естественные и искусственные.)

– Какие природные явления связаны с неживой природой? (Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и др.)

– Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?

– Что мы относим к живой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и демонстрирует на доске схему 3.

– Какие группы растений мы узнали?

– Какие явления происходят с растениями в связи со сменой сезонов? (Листопад, цветение, созревание плодов, образование семян, прорастание и др.)

– Чем важны растения для всего живого на Земле? (Они производят питательные вещества, образуют кислород.)

– Что надо знать о растениях, чтобы соблюдать меры безопасности?

– С какими группами животных мы познакомились?

– Какие явления происходят с животными при смене сезонов? (Спячка, линька, перелеты, смена стадий развития.)

– Какие меры безопасности надо соблюдать при встрече с разными животными?

– Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

– Что мы узнали о человеке?

Учитель демонстрирует схему 4.

– Что мы узнали об организме человека?

– Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды? (Это органы чувств: орган зрения, орган слуха и т. д.)

– Назовите важные внутренние органы человека. (Сердце, легкие, почки, желудок и т. д.)

– Что такое здоровый образ жизни?

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

1. Для чего люди путешествуют?

– Как человек познает окружающий мир?

Учитель демонстрирует на доске схему 5.

– Как человек использует наблюдения? (Человек анализирует, обобщает свои наблюдения и делает выводы об объектах окружающего мира.)

– Как человек использует эксперимент? (Экспериментируя, проводя опыты, человек изучает свойства веществ, течение разных процессов и природных явлений, объясняет их.)

– Как человек использует полученные знания? (Для своих нужд и для научных открытий.)

– А для чего люди путешествуют?

– Какие задачи ставит перед собой путешественник? (Открытие новых земель, описание географического положения новых стран, описание земной поверхности, водоемов, растительного и животного мира и др.)

– Значит, цель путешествия зависит от задач, которые ставит перед собой путешественник.

– Какое же снаряжение необходимо для путешествий по суше? По воде? В космос?

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

– Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов:

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

– О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? (Путешествия аргонавтов, плавание царя Одиссея.)

– Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое.

– О каких путешествиях вы читали книги, смотрели телепередачи?

– Что ищут в своих профессиональных путешествиях охотники, рыбаки, геологи, географы, ботаники, зоологи, экологи? (Историки путешествуют в поисках живых свидетелей или документов, связанных с важными событиями, с деятельностью знаменитых людей и т. д.)

– Какова цель путешествия обычных туристов? (Расширить свои представления о природных и рукотворных богатствах, о своеобразии населяющих ее народов.)

– Как вы думаете, при всех трудностях все же где легче путешествовать – по морю (океану) или по суше?

– Что являлось в Древней Руси основными дорогами путешествий? (Реки. Летом – по воде на кораблях – ладьях, а зимой – по льду на санях люди путешествовали.)

– А сейчас пофантазируйте. Расскажите о возможных путешествиях в будущем. (Путешествие к новым планетам, к затонувшей стране Атлантиде и др.)

– О каких будущих путешествиях вы мечтаете? Что хотите узнать, где хотите побывать?

– А как можно путешествовать в прошлое?

– Какая наука изучает прошлое, древний мир?

2. Что изучает наука археология.

– Науку, которая изучает прошлое человечества, называют археологией. Что же изучает наука археология?

– Археолог ставит перед собой другие задачи. Ему интересно, какие вещественные исторические источники можно обнаружить при раскопках. Археолог ищет остатки древних поселений, наскальные рисунки первобытных людей и др. Поэтому он путешествует по местам древних поселений. Тщательно их обследует, бережно собирая даже маленькие кусочки разбитых глиняных сосудов, чтобы восстановить их первоначальную форму, увидеть орнаменты, которые использовали наши предки для их украшения. По таким вещественным источникам историки узнают, какие народы населяли этот край, какова была их культура, какими предметами быта и орудиями труда они пользовались в повседневной своей жизни.

– Что же может оказаться в рюкзаке археолога?

– Нарисуйте предметы, необходимые археологу для раскопок (задание 2 в тетради).

– Что называют «историческими источниками»? (Исторические источники помогают узнать, как изменилось человеческое общество, чем занимались люди.)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 8. Назовите письменные и вещественные исторические источники.

– Запишите в тетради (задание 3) письменные и вещественные источники.

– Где бы вы проводили археологические раскопки в своей местности, если бы были археологами? Что бы вы смогли найти?

– Где хранятся памятники древности? (В историческом, краеведческом музеях.)

– О каких важных археологических раскопках вам известно?

– В 1748 г. в Италии начались раскопки античного города Помпеи, засыпанного вулканическим пеплом в 79 году во время извержения вулкана Везувия.

В Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

(Учитель демонстрирует репродукцию.)

Извержение вулкана Везувий в окрестностях Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители, застигнутые врасплох, были заживо похоронены. Археологические раскопки Помпеи, письма Плиния Младшего к Тациту рассказали о катастрофе, опера Джакомо Пучини «Последний день Помпеи», искусство античности и Высокого Возрождения послужило материалом для картины К. Брюллова, в которой он в 1833 году изобразил это историческое событие. В этой картине на ступенях храма с коробкой кистей художник изобразил самого себя.

А. С. Пушкин посвятил этой картине такие строки:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным крахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

V. Итог урока.

– Чем занимаются археологи?

– Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания 2, стихотворение); учебник (с. 5–11).

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia