На территории какой страны были шумерские племена. Жизнь и занятия жителей шумерского города! Изготовление сырцовых кирпичей

На территории какой страны были шумерские племена. Жизнь и занятия жителей шумерского города! Изготовление сырцовых кирпичей

25.03.2024

В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было политически объединено и на его территории находилось несколько десятков небольших городов-государств.

Города Шумера, построенные на холмах и окружённые стенами, стали основными носителями шумерской цивилизации. Они состояли из кварталов или, вернее, из отдельных посёлков, восходящих к тем древним общинам, из соединения которых и возникали шумерские города. Центром каждого квартала был храм местного бога, являвшегося владыкой всего квартала. Бог же главного квартала города почитался господином всего города.

На территории шумерских городов-государств наряду с главными городами имелись и другие поселения, часть которых была силой оружия покорена главными городами. Они находились в политической зависимости от главного города, население которого, возможно, обладало большими правами, нежели население этих «пригородов».

Население таких городов-государств было немногочисленно и в большинстве случаев не превышало 40-50 тыс. человек. Между отдельными городами-государствами лежало много неосвоенных земель, поскольку крупных и сложных ирригационных сооружений ещё не было и население группировалось вблизи рек, вокруг ирригационных сооружений местного характера. Во внутренних частях этой долины, слишком далеко расположенных от какого-либо источника воды, и в более позднее время оставались значительные пространства необрабатываемой земли.

На крайнем юго-западе Двуречья, где теперь находятся городище Абу-Шахрейн, был расположен город Эриду. С Эриду, находившемся на берегу «волнующегося моря» (а теперь отстоящем от моря на расстоянии около 110 км), была связана легенда о возникновении шумерской культуры. По более поздним преданиям, Эриду являлся и древнейшим политическим центром страны. Пока мы знаем лучше всего древнейшую культуру Шумера на, основании уже упоминавшихся раскопок холма Эль-Обойд, расположенного примерно в 18 км к северо-востоку от Эриду.

В 4 км к востоку от холма Эль-Обейд был расположен город Ур, сыгравший в истории Шумера видную роль. К северу от Ура, также на берегу Евфрата, лежал город Ларса, возникший, вероятно, несколько позже. К северо-востоку от Ларсы, на берегу Тигра, был расположен Лагаш, оставивший ценнейшие исторические источники и игравший важную роль в истории Шумера в III тысячелетии до н. э., хотя более позднее предание, нашедшее отражение в списке царских династии, его совсем не упоминает. Постоянный противник Лагаша - город Умма находился к северу от него. От этого города до нас дошли ценные документы хозяйственной отчётности, являющиеся падёжной основой для определения общественного строя Шумера. Исключительную роль в истории объединения страны сыграл наряду с городом Уммой город У рук, на Евфрате. Здесь при раскопках была открыта древняя культура, сменившая культуру Эль-Обейда, и были найдены древнейшие письменные памятники, показавшие пиктографические истоки шумерского клинописного письма, т. е. письма, состоявшего уже из знаков условного начертания, в виде клинообразных углублений на глине. К северу от Урука, на берегу Евфрата, находился город Шуруппак, откуда происходил Зиусудра (Утнапиштим) - герой шумерского мифа о потопе. Почти в центре Двуречья, несколько к югу от того моста, где обе реки теперь ближе всего сходятся друг с другом, был расположен на Евфрате Ниппур, центральное святилище всего Шумера. Но Ниппур, кажется, никогда не был центром какого - либо государства, имевшего серьёзное политическое значение.

В северной части Двуречья, на берегу Евфрата, находился город Киш, где было найдено во время раскопок 20-х годов нашего века много памятников, восходящих ещё к шумерскому периоду истории северной части Двуречья. На севере Двуречья, на берегу Евфрата, находился и город Сиппар. Согласно более поздней шумерской традиции город Сиппар являлся одним из ведущих городов Двуречья уже в самой глубокой древности.

За пределами долины находилось также несколько древних городов, исторические судьбы которых были тесно переплетены с историей Двуречья. Одним из таких центров являлся город Мари на среднем течении Евфрата. В списках царских династий, составленных в конце III тьтсячелетия, упоминается и династия из Мари, которая якобы управляла всем двуречьем.

Немалую роль в истории Двуречья сыграл город Эшнунна. Город Эшнунна служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными племенами Севоро-Востока. Посредником же в торговле шумерских городов с. северными областями являлся город Ашшур на среднем течении Тигра, впоследствии центр Ассирийского государства. Здесь, вероятно, уже в очень древнее время обосновались многочисленные шумерские купцы, принёсшие сюда элементы шумерской культуры.

Переселение в Двуречье семитов.

Наличие в древних шумерских текстах нескольких семитических слов свидетельствует об очень ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами. Затем семитические племена появляются в пределах территории, заселённой шумерами. Уже в середине III тысячелетия на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.

Самым древним из городов, основанных семитами (значительно позже того, как были заложены важнейшие шумерские города),был Аккад, расположенный на Евфрате, вероятно, недалеко от Киша. Аккад стал столицей государства, которое явилось первым объединителем всего Двуречья. Громадное политическое значение Аккада видно из того факта, что даже после падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. К городам, основанным уже семитами, следует, вероятно, причислить также Исин, который, как предполагают, был расположен недалеко от Ниппура.

Наиболее значительная роль в истории страны выпала на долю самого молодого из этих городов - Вавилона, который находился на берегу Евфрата, к юго-западу от города Киша. Политическое и культурное значение Вавилона росло непрерывно в течение веков, начиная со II тысячелетия до н. э. В I тысячелетии до н. э. его блеск настолько затмил все прочие города страны, что греки по имени этого города стали называть всё Двуречье Вавилонией.

Древнеишие документы в истории Шумера.

Раскопки последних десятилетий дают возможность проследить развитие производительных сил и изменения в производственных отношениях в государствах Двуречья задолго до их объединения во второй половине III тысячелетия до н. э. Раскопки же подарили науке списки царских династий, правивших в государствах Двуречья. Эти памятники были написаны на шумерском языке в начале II тысячелетия до н. э. в государствах Исина и Ларсы на основании списка, составленного лет за двести до этого в городе Уре. На этих царских списках в сильной степени отразились местные предания тех городов, в которых списки были составлены или переработаны. Тем не менее, критически учитывая это, можно всё же дошедшие до нас списки положить в основу установления более или менее точной хронологии древнейшей истории Шумера.

Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что она не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса (вавилонского жреца III в. до н. э., составившего сводный труд по истории Двуречья на греческом языке) было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода - «до потопа» и «после потопа». Берос в своём списке династий «до потопа» насчитывает 10 царей, которые правили 432 тыс. лет. Столь же фантастическим является число лет правления царей «до потопа», отмеченных в списках, составленных в начале II тысячелетия в Исине и Ларсе. Фантастическими являются и числа лет правления царей первых династий «после потопа».

При раскопках развалин древнего У рука и холма Джемдет-Наср, как уже указывалось ранее, были найдены документы хозяйственной отчётности храмов, сохранившие, полностью или частично, рисуночный (пиктографический) облик письма. С первых веков III тысячелетия история шумерского общества может быть восстановлена не только по вещественным памятникам, но и по письменным источникам: письмо шумерских текстов стало в это время перерастать в характерное для Двуречья «клинообразное» письмо. Так, на основании табличек, раскопанных в Уре и восходящих к началу III тысячелетия до н. э., можно предположить, что царём в то время здесь признавался правитель Лагаша; наряду с ним таблички упоминают сангу, т. е. верховного жреца Ура. Может быть, царю Лагаша подчинялись и другие города, упоминаемые табличками Ура. Но около 2850 г. до н. э. Лагаш потерял самостоя тельность и стал, повидимому, зависимым от Шуруппака, который к этому времени начал играть крупную политическую роль. Документы свидетельствуют, что воины Шуруппака стояли гарнизонами в ряде городов Шумера: в Уруке, в Ниппуре, в Адабе, расположенном на Евфрате к юго-востоку от Ниппура, в Умме и Лагаше.

Хозяйственная жизнь.

Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около XXVII-XXVI вв.) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого, возможно-рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота, серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии. Развиваются новые методы обработки металла - чеканка, гравировка, зернь. Хозяйственное значение металла всё более и более возрастало. Об искусстве золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены в царских гробницах Ура.

Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели тамкары - торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой знати.

Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения, хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным. Уже по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н. э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял продажу.

Жизненный уровень древних шумеров был ещё низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из сырцового кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренпых повязок и грубых шерстяных плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные орудия труда - мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки,- которыми пользовалась масса населения, делали труд необыкновенно тяжёлым.Пища была скудной: раб получал около литра ячменного зерна в день. Условия жизни и быта господствующего класса были, разумеется, иными, но даже знать не имела более изысканной пищи, чем рыба, ячменные и изредка пшеничные лепёшки или каша, кунжутное масло, финики, бобы, чеснок и не всякий день-баранина.

Общественно-экономические отношения.

Хотя от древнего Шумера дошёл целый ряд храмовых архивов, в том числе восходящих ещё к периоду культуры Джемдет-Наср, однако достаточно исследованы общественные отношения, отражённые в документах лишь одного из храмов Лагаша XXIV в. до н. э. Согласно одной из наиболее распространённых в советской науке точек зрения, окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте, т. е. на территории, не высыхавшей после разлива и требовавшей поэтому дополнительных осушительных работ, чтобы создать здесь почву, пригодную для земледелия. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» - царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина», которая упоминается в одной из надписей правителя Лагаша Энтемены. Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения. Повидимому, именно об этих незнатных владельцах высоких полей в Лагаше и говорят тексты, относящиеся к XXIV в. до н. э. Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин. Правда, в начале III тысячелетия этот процесс протекал ещё очень медленно.

Земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Конечно, не вся естественно орошаемая земля была распределена между сельскими общинами. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Лишь земли, которые не находились в непосредственном владении правителя или богов, были расчленены на наделы, индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. В Шуруппаке они назывались гуруш, т. е. «сильные», «молодцы»; в Лагаше в середине III тысячелетия они назывались шублугаль - «подчинённые царя». По мнению некоторых исследователей, «подчинённые царя» были не общинниками, а уже оторванными от общины работниками храмового хозяйства, но это предположение остаётся спорным. Судя по некоторым надписям, «подчинённых царя» совершенно необязательно рассматривать как персонал какого-либо храма. Они могли работать и на земле царя или правителя. Мы имеем основание считать, что в случае войны «подчинённые царя» включались в армию Лагаша.

Наделы, передаваемые отдельным лицам или, может быть, в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 -1/8 урожая.

Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве - эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела (Существует также и другая точка зрения на общественные отношения в раннем Шумере. Согласно этой точке зрения, общинпьши землями являлись в равной стопени и естественно заливаемые и высокие земли, так как орошение последних требовало пользования общинными резервами воды и по могло быть осуществлено без больших затрат труда, возможных лишь при коллективной работе общин. Согласно этой же точке зрения, лица, работавшие на земле, выделенной храмам или царю (в том числе - на что есть указание источников - и на земле, отвоеванной у степи),уже потеряли связь с общиной и подвергались эксплуатации. Они, как и рабы, работали в храмовом хозяйстве круглый год и получали за работу натуральное довольствие, а в начале также и земельные наделы.Урожай па храмовой земле не считался урожаем общин.Работавшие на этой земле люди не имели ни самоуправления, ни каких-либо прав в общине или выгод от ведения общинного хозяйства, поэтому, согласно этой точке зрения, их следует отличать от собственно общинников, не вовлечённых в храмовое хозяйство и имевших право, с ведома большой семьи и общины, в которую они входили, покупать и продавать землю. Согласно этой точке зрения, и земельные владения знати не ограничивались наделами, которые оии получали от храма.- Ред.).

Рабы работали круглый год. В рабов обращали пленных, захваченных на войне, рабы покупались и тамкарами (торговыми агентами храмов или царя) за пределами государства Лагаш. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.

Условия, в которых жили рабы, были чрезвычайно тяжёлыми, и поэтому смертность среди них была огромная. Жизнь раба мало ценилась. Имеются данные о принесении в жертву рабов.

Войны за гегемонию в Шумере.

По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.

В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья - лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства. Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся. Лугаль - царь какого-нибудь шумерского города-государства - отнюдь ещё не являлся царём над прочими городами Двуречья. Поэтому в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя - лугаля.

Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII-XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш. Выше упоминалась легенда о борьбе между Гильгамешем, царём Урука, и Аккой, царём Киша, входящая в состав цикла эпических поэм Шумера о витязе Гильгамеше.

О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём-замечательным оружием и украшениями-свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее - переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике. Раскопаны и предметы прикладного искусства высокого совершенства. Гробницы привлекают к себе внимание и как памятники строительного мастерства, ибо мы находим в них применение уже таких архитектурных форм, как свод и арка.

В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» - по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера - над горцами Элама.

Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.

Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.

Военная техника.

Рост производительных сил и постоянные войны, которые велись между государствами Шумера, создали условия для усовершенствования военной техники. О развитии её мы можем судить на основании сопоставления двух замечательных памятников. Первым, более древним из них, является отмеченный выше «штандарт», найденный в одной из гробниц Ура. Он был украшен с четырёх сторон мозаичными изображениями. На лицевой стороне изображены сцены войны, на оборотной - сцены триумфа после победы. На лицевой стороне, в нижнем ярусе, изображены колесницы, запряжённые четвёрками ослов, попирающих копытами распростёртых врагов. В кузове четырехколёсной колесницы стояли возница и вооружённый топором боец, их прикрывал щиток передка кузова. К передку кузова был прикреплён колчан с дротиками. Во втором ярусе, слева, изображена пехота, вооружённая тяжёлыми короткими копьями, наступающая редким строем на врага. Головы воинов, как и головы возницы и бойца на колеснице, защищены шлемами. Туловище пеших воинов защищалось длинным плащом, изготовленным, может быть, из кожи. Справа изображены легковооружённые воины, добивающие раненых врагов и угоняющие пленных. На колесницах сражались, надо полагать, царь и окружающая его высшая знать.

Дальнейшее развитие шумерской военной техники шло по линии укрепления тяжеловооружённой пехоты, которая могла заменить с успехом и колесницы. Об этом новом этапе в развитии вооружённых сил Шумера свидетельствует уже упомянутая «Стела коршунов» Эаннатума. На одном из изображений стелы представлена плотно сомкнутая фаланга из шести рядов тяжеловооружённой пехоты в момент её сокрушительного наступления на врага. Бойцы вооружены тяжёлыми копьями. Головы бойцов защищены шлемами, а туловище от шеи до ступней ног укрыто большими четырёхугольными щитами, настолько тяжёлыми, что их держали особые щитоносцы. Почти исчезли колесницы, на которых ранее сражалась знать. Теперь знать сражалась в пешем строю, в рядах тяжеловооружённой фаланги. Вооружение шумерских фалангитов было настолько дорогим, что его могли иметь только люди со сравнительно большим земельным наделом. Люди, имевшие маленькие земельные наделы, служили в войске легковооружёнными. Очевидно, боевая ценность их считалась небольшой: они лишь добивали уже побеждённого противника, а исход сражения решала тяжеловооружённая фаланга.

«По мнению большинства современных ученых, именно шумерская цивилизация – древнейшая культура человечества. Данное открытие было сделано лишь в середине 19 века. Основная доля в изучении древней цивилизации принадлежит не археологам, антропологам и этнографам, а лингвистам, которые и открыли научному миру старейшую культуру Междуречья, наследие которых и переняли Вавилонская и Ассирийская империи. За многие века «черноголовые» шумеры практически канули в небытие. Они не описаны даже в записях Древнего царства Египта. В Библии сообщается о городе Ур. Однако ничего не упомянуто об этом таинственном и уникальном народе.»

Многие загадки старейшей цивилизации Месопотамии еще не разгаданы и подлежат изучению, но расшифрованные образцы клинописи и последовавшие за ними археологические раскопки доказывают, что народ, проживавший на территории между реками Тигр и Ефрат , для своей эпохи обладали довольно развитой культурой. Их знания и научные открытия стали культурным наследием для следующих хозяев данной территории.

Некоторые ученые утверждают, что шумеры поселились на территории Месопотамии (точнее, на юге) в конце IV тыс. до н.э. Остальные археолог и этнографы датируют первое появление данного народа на юге Междуречья в начале III тыс. до н.э. Известно, что к их приходу на Двуречье, здесь уже проживали немногочисленные племена убейдской культуры . Считается даже, что шумеры заселили Междуречье после Всемирного потопа , который приблизительно датируется 2900 г. до н.э. (начало III тыс. до н.э). Однако есть версия, что «черноголовые» (самоназвание шумеров) могли поселиться в Южной Месопотамии и до наводнения. Поселившись в устье рек, шумеры основали свой первое город, названный Эридой (ныне археологический городок Абу-Шахрейн на юге Ирака) и где по легенде началось зарождение великой цивилизации. Известно, что проживавшее на юге местное население было семитского происхождения. «Черноголовые » не имели с автохтонными жителями, ни антропологического, ни языкового сходства. Это были абсолютно чуждые друг другу народы. К началу III тыс. до н.э. шумеры, покоряя всю долину Месопотамии , основали свои первые города: Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Киш, Мари, Шуруппак, Ниппур . В своем развитии данная цивилизация прошла несколько исторических периодов. Первый этап развития цивилизации получил название урукского периода. Первый город шумеров Урук, построенный предположительно еще до потопа, в XXVIII -XXVII вв. до н.э., в период правления Энмеркары, Лугальбанды и Гильгамеша подчинили почти весь юг Междуречья под своей властью. В середине III тыс. до н.э., на территории Южного Двуречья поселяются племена аккадцев – представителей восточной ветви семитов. Недалеко от Киша, они сооружают город Аккад. Пришельцы начинают перенимать у развитых городов-государств их культуру, не забывая при этом и воевать со своими соседями. По мере расширения борьбы между шумерскими правителями за гегемонию, возрастала роль Аккада, как нового центра объединения всего Междуречья. В 2316 г. до н.э. , Саргон Древний (2316- 2261 гг. до н.э.), воспользовавшись захватом правителя Урука Лугальзаагеси Киша, основал во Верхней Месопотамии свое царство. В период его правления все Междуречье оказалось объединено под властью одного царя. К 2200 г. до н.э. Аккадское царство ослабевает и оказывается бессильно перед нашествием кочевников с севера – гутиев (кутиев). Завоеватели сохраняют внутреннюю независимость шумерских городов-государств. Начинается эпоха междуцарствия. Главенство переходит III династии Ура. С 2112 по 2003 г. до. н.э. длится период расцвета шумерской цивилизации. В 2003 г до н.э. Элам , расположенный на юго-западе современного Ирана и давний соперник месопотамских городов, вторгся на территорию Междуречья и взял в плен последнего правителя Ура. После этого начинается эпоха анархии. Амореи получили полный контроль над Двуречьем. В XIX в. до н. э эламиты основывают на территории Междуречья новые города. На месте древнего Кадингирра были заложены основы Вавилона , центра будущего одноименного царства, основателем которого являлся аморейский вождь Сумуабум. Своего наибольшего могущества Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). При этом правителе границы государства были значительно расширены. Основными противниками в борьбе за гегемонию являлись Ларса и Элам. В 1787 г. до н.э. были захвачены Иссин и Урук. В 1764 г. до н.э. армия Вавилонского царства победила союзные силы Эшнунны , Малгиума и Элама. В 1763 г. до н.э. Ларса была завоевана войсками Хаммурапи, а в 1761 г. до н.э. вавилонского царя признали правители Малгиума и Мари. Завоевания Вавилона завершились присоединением в 1757 - 1756 гг. до н.э. ассирийских городов Ашшура и Ниневии , а также царства Эшнунна. Вся Южная Месопотамия и часть Северной Месопотамии оказалась под властью Вавилонского царства. В дальнейшем в Вавилоне сменилось несколько династий, государство пережило несколько кризисов и захват Ассирией. Еще в период вторжения эламитов, семитов по происхождению, нарушился этнический баланс. Шумерский язык в письменных документах вытесняется аккадским языком, употребляясь лишь в религиозных обрядах и как язык науки. Шумеры становятся культовым народом, оставившими после себя лишь богатый багаж знаний для следующих цивилизаций.

Дальнейшими народами данного региона первым была позаимствована религия. В Шумере имелся большой пантеон божеств, свои обычаи и обряды. Изначально верховным божеством считался Ан – небесный бог. Затем его место занял его сын Энлиль – бог ветра. Супругой главного бога была Нинлиль, которая произвела на свет бога-покровителя Луны – Нанну. Пантеон божеств дополняли Нинурта –бог войны, Нергал – владыка загробного мира, Намтар – божество судьбы, Энки – хозяин мирового океана и символ мудрости, Инанна – покровительница земледелия, Уту – бог солнца и другие божества. Основным духовным центром шумеров являлся город Ниппур. Чрезвычайно высокой была вера в духов, как злых, так и добрых, воплощений болезней и невзгод. Цари считались земными олицетворениями богов. Не менее значимую роль в шумерских городах – государствах играли жрецы. Они являлись не только исполнителями воли божеств и царей, но и участвовали в обрядах жертвоприношения. Из их среды выходили врачи, астрономы и оракулы. Каста жрецов обладала наследственным статусом. Верховный жрец города избирался путем своеобразного конкурса. В раннем Вавилонском царстве главным богом считался Мардук . Другим верховным богом был Шамаш - бог солнца. Возникает культ поклонения умершим царям.

Основную роль в зарождении и развитии цивилизации играла письменность, без которой невозможно было производить расчеты и отмечать памятные моменты в истории народа. Шумеры, как этнос существенно отличались от автохтонного населения Месопотамии. Северная часть Междуречья была заселена семитами. Язык местного населения назвали в честь переселившейся на Двуречье восточной ветви семитов аккадским. Шумеры же, из-за сложности определения их антропологического типа и полного отсутствия родства их языка с другими языковыми группами вызывают много вопросов. Однако создание клинописной письменности относят именно к шумерам. Их письмо состояло из сотен знаков-пиктограмм, которые аккуратно наносились на глину, являвшимся единственным материалом для письма. Орудием для написания служила тростниковая палочка, кончик которого имел трехгранную заточку(форму клина). Затем они обжигались, что придавало им прочность. Причем каждый знак мог обозначать одновременно несколько слов. Древние письменные образцы являлись своеобразной формой ребусов. По мере совершенствования пиктограммы , как дублировались, так и записывались на некотором расстоянии друг от друга. Аккадцы , вытеснившие с исторической арены шумеров, из-за различия в языках не могли полностью перенять письменность своих территориальных соседей. Однако большинство элементов послужили основой для аккадской письменности. Большая часть исторического материала о шумерах, аккадцах и их исторических преемников в лице вавилонян и ассирийцев была получена после сенсационного обнаружения в 1849 году британским археологом О. Лэярдом останков знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала . Здесь было имелось свыше 30 тысяч глиняных книг с клинописной письменностью. На них, как фольклорные произведения разных исторических эпох, так и научные расчеты жрецов. Наиболее знаменитым открытием стал аккадский «Эпос о Гильгамеше», который сообщает о периоде правления царя Урука , разъясняет суть человеческой жизни и смысл бессмертия. Еще одним произведением, найденным в знаменитой библиотеке, является древневавилонская «Поэма об Атрахисе », сообщающая о знаменитом наводнении и сотворении людского рода. Сохранилось множество табличек с астрологическими записями. Большая часть глиняных книг являлись переписанными копиями древних шумерских, аккадских и древневавилонских сказаний . Пожар не уничтожил древние произведения. Однако некоторые глиняные таблички были разбиты. Ключом для расшифровки клинописной письменности послужила Бехистунская надпись, обнаруженная в 1835 году английским офицером Генри Роулинсоном на территории Ирана , вблизи Хамадана. Надпись была высечена на скале в честь военных побед персидского царя Дария I и относятся примерно к 516 г. до н.э. Данный исторический памятник состоит из рельефного изображения сцены с царем, а под ним длинная надпись и ее копии на других древних языках. За 14 лет дешифровки было определено, что это одна и та же запись на 3 языках. Первая группа знаков на древнеперсидском языке, вторая на эламском языке, а третья – вавилонском языке, содержавшем элементы древневавилонского языка , позаимствованного у аккадцев. Таким образом, становится ясно, что шумеры создали свою уникальную письменность для будущих цивилизаций, а сами исчезли с исторической сцены.

Основным занятием населения городов-государств Шумера являлось земледелие. Имелась довольно развитая ирригационная система. Аграрный документ шумерской литературы «Земледельческий альманах» содержал советы по улучшению плодородия почвы и разведения сельскохозяйственных культур. В шумерских городах не менее развитым было и разведение крупного и мелкого рогатого скота. Шумеры также изготовляли различные металлические изделия из бронзы. Они были знакомы с гончарным кругом и колесом. Первая печь для обжига кирпичей также относится к изобретениям этого народа. Ими изобретена первая государственная печать. Шумеры являлись прекрасными врачами, астрологами и математиками. В библиотеке Ашшурбанипала обнаружены глиняные таблички, содержавшими медицинские базовые знания о гигиене теле, дезинфекции ран и о простых операциях. Астрономические расчеты в основном проводились в Ниппуре . Изучались движения Солнца, Луны и планет. Ими основан собственный календарь, где в году имелось 354 дня. Цикл состоял из 12 лунных месяцев, а для приближения к солнечному году прибавляли дополнительно еще 11 дней. Шумеры были знакомы и с планетами Млечного Пути. Уже тогда у них, центром системы является Солнце, вокруг которого расположены планеты. Математические знания шумеров основывались на шестидесятеричной системе исчисления и ближе к современной геометрии, чем к классической геометрии.

Не менее развитой была и архитектура шумерских городов-государств. Шумеры не имели понятия о каменных постройках. Поэтому, основным материалом для постройки служил сырцовый кирпич. Из-за того, что большая часть населенных шумерами территорий составляли болота, архитектурные сооружения строились на искусственных платформах. При постройке использовались арки и своды. Археологические раскопки на территории современного Ирака выявили много памятников шумерской цивилизации . Наибольший интерес представляют 2 храма (Белый и Красный), найденных на территории древнего города Урук и построенных в честь богинь Ану и Инанна . Еще один памятник шумерской эпохи – храм богини Нинхурсаг на территории города Ур. Вход в храм охраняют две скульптуры льва, сделанных из дерева. Самой знаменитой формой архитектурных построек были зиккураты – небольшие ступенчатые башни прямоугольной формы с небольшой платформенной надстройкой сверху, считавшимся жилищем божеств. Скульптурное дело также являлось развитым делом в городах Шумера. В 1877 году в местности Телло обнаружена миниатюрная статуэтка жреца Лагаша . Аналогичные фигурки правителей и жрецов были найдены по всему археологическому комплексу в Ираке.

Шумерская цивилизация являлась родоначальницей всех культур Месопотамии. Она поделилась своим культурным наследием с наследниками в лице Вавилона и Ассирии , при этом оставшись загадочной и легендарной для последующих поколений. Несмотря на расшифровку некоторых записей, до сих пор остаются неизвестными антропологический тип, язык и историческая прародина шумеров.

|
шумеры, шумеры википедия
sag-gig-ga

Вымер

II тысячелетие до н. э.

Археологическая культура

Убейд, Урукская культура, Джемдет-Наср

Язык

Шумерский

Религия

Шумеро-аккадская мифология

Шуме́ры (шум. sag-gig-ga «черноголовые») - принятое в научной литературе обозначение древнего населения Южной Месопотамии, говорившего на шумерском языке; с шумерами обычно связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата - одной из первых цивилизаций в истории человечества. Происхождение этой группы населения и родственные связи шумерского языка являются частью крупной исторической проблемы, известной в научной литературе как «шумерская проблема».

  • 1 Название
  • 2 Происхождение
  • 3 Антропологический тип
  • 4 Язык и письменность
  • 5 История
  • 6 Культура
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Название

Этноним «шумеры» - научная абстракция, используемая для обозначения древнего не семитского населения Месопотамии, говорившего на известном языке. Сами «шумеры» отчетливо не отделяли себя от соседей, семитов-аккадцев: и те и другие имели единое самоназвание - «черноголовые» (шум. sag-gig-ga, аккад. șalmat qaqqadim). Название взято от имени страны из титула древних ассирийских царей «царь Шумера и Аккада». Поскольку семитоязычное население Месопотамии - аккадцы, вавилоняне и древние ассирийцы называли свой язык «аккадским», то другой, трудно дешифруемый язык ранние исследователи обозначили «шумерским», а его носителей - «шумерами».

Происхождение

Происхождение шумеров - одна из сложнейших научных проблем. основе своей «шумерский вопрос» был сформулирован в конце XIX в. Ф. Вайсбахом. Первоначально многие исследования были связаны с поиском «шумерской прародины». Это было обусловлено принятием в научной среде концепции об изначальном затоплении Южной Месопотамии водами Персидского залива и постепенного отступления моря вследствие проградации Тигро-Евфратской дельты. Поскольку такая модель отвергала существование какого-либо аборигенного населения в Шумере до определенного времени, то возникал вопрос об истоках шумерской цивилизации. Различные исследователи помещали «шумерскую прародину» в Аравии (У. К. Лофтус), Эламе (Г. Франкфорт, Э. Перкинс), связывали ее с Хараппской цивилизацией. После публикации в 1952 г. статьи геологов Дж. М. Лиса и Н. Л. Фолкена, доказывающей ничтожный эффект проградации, появилась отдельная ветвь дискуссий и исследований, прежде всего геологической направленности. ходе этих исследований было установлено, что Персидский залив сформировался относительно недавно (ориентировочно с VIII тыс. до н. э.), что его береговая линия постоянно колебалась, но в целом, никогда не затапливала весь юг Месопотамии, и что в убейдское время, которым датируются наиболее ранние находки в Шумере, уровень воды примерно соответствовал современному. Указания на то, что вследствие тяжелых климатических условий существование постоянного населения в Нижней Месопотамии невозможно без навыков ирригации (а такие навыки могли возникнуть лишь у достаточно развитых обществ), опровергаются этнографическими сведениям и данными о продуктивности ресурсов болот и тростниковых зарослей низовьев Тигра и Евфрата. Тем не менее, низкий уклон долины великих рек, приводивший к частым затоплениям, и высокий уровень подпочвенных вод - пока не позволили археологам обнаружить в Нижней Месопотамии слои, предшествующие убейдскому времени; возможное исключение - Телль эль-Уэйли - располагалось на возвышенности и на сегодняшний день является самым ранним памятником на территории Шумера. Находки из Телль эль-Уэйли свидетельствуют о связи обитателей этого памятника с Самаррской культурой и традициями докерамического неолита Сирии.

С середины XX в. исследования по шумерской проблеме окончательно ушли в область лингвистики. основе своей, эти работы занимались поиском генетических связей шумерского языка, который на сегодняшний день считается изолированным. Эти поиски осложняются двойным искажением языка: шумерская клинопись дешифрована через совершенно чуждый ей аккадский язык, а тот, в свою очередь - через другие неродственные ему языки, в том числе древнегреческий. Как следствие, было выдвинуто множество гипотез, связывающих шумерский со многими языками Евразии, но на сегодняшний день ни одна из указанных гипотез не является общепризнанной.

Сами шумеры в своих мифах называют прародиной человечества остров Дильмун, в описании которого присутствуют архетипичные черты золотого века и потерянного рая. Топоним «Дильмун» встречается и в текстах исторического времени и отождествляется с современным Бахрейном, однако месопотамские находки в Бахрейне моложе шумерских. С другой стороны, последние геологические и археологические исследования указывают на вероятность существования в плейстоценовую эпоху огромного оазиса, располагавшегося на месте Персидского залива до затопления последнего водами Индийского океана (так называемый Gulf Oasis), однако из-за недостатка материала проводить какие-либо надежные параллели пока не представляется возможным.

Антропологический тип

Антропологические особенности шумеров - предмет дискуссий; такая ситуация обусловлена двумя факторами: 1) малочисленностью и плохой сохранностью антропологического материала, 2) длительным сосуществованием шумеров с представителями других групп населения, «этническая» смешанность погребений, трудность установления «этнической» принадлежности костяков. целом, исследователи относят древнее население Южной Месопотамии к средиземноморскому типу европеоидной расы. Это люди со смуглой кожей, темными глазами, прямым носом, темными прямыми или курчавыми волосами; такой облик имеет и население современного Южного Ирака. Вместе с тем, исследователями была предпринята попытка выявления собственно «шумерских» черт. частности, А. Мортгат предположил различия в черепном указателе между шумерами и семитами/аккадцами; характерной особенностью первых он считал долихокефалию, а вторых - брахикефалию. Г. Фрэнкфорт предпринял попытку установления антропологического типа шумеров по древним изображениям; согласно его исследованиями, шумеры, напротив, были короткоголовыми. Последующие исследователи скептически отнеслись к тезису Г. Френкфорта, указав на искаженность, нерепрезентативность данных изображений для антропологических исследований.

Язык и письменность

Основная статья: Шумерский язык

Шумерский язык - агглютинативный, формы и производные слова в нём образуются путем присоединения однозначных аффиксов (в отличие от флективных языков, таких как русский, где аффиксы как правило многозначны). Агглютинация характерна для уральских, алтайских, филиппинских, дравидских языков, языка басков, некоторых индейских народов и др. С точки зрения стратегии кодирования глагольных актантов шумерский является эргативным языком, то есть в его грамматике доминирует не противопоставление субъекта и объекта, проводимое в языках номинативного строя, а противопоставление агенса (производителя действия) и пациенса (носителя действия). Такая особенность характерна для языков кавказских народов, бурушаски, басков, папуасских, австралийских, чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, индейских языков. Фонология реконструируется в самых общих чертах. Имя делилось на классы, имело категории числа (1 единственное и 6 множественных), падежа (всего 9) и притяжательности. Глагол обладал категориями лица, числа, класса, вида, наклонения и ориентации. Имелось 12 наклонений. Обычный порядок слов в шумерском - SOV (подлежащее - дополнение - сказуемое). Известно о существовании двух диалектов: эме-гир и эме-саль

Шумерская письменность претерпела эволюцию от полупиктографического письма, восходящего, согласно Д. Шмандт-Бессера, к знакам учета (известным на Ближнем Востоке еще с IX тыс. до н. э.) до относительно упорядоченной клинописи. После исчезновения шумерского из повседневного общения, он еще долго использовался как язык богослужений и науки.

История

Современные исследователи не видят препятствий для существования населения в Нижней Месопотамии в доубейдскую эпоху (то есть до VI-V тыс. до н. э.); однако установить были ли среди этого населения предки шумеров пока не представляется возможным. Приблизительно с VI тыс. фиксируются следы колонизации региона пришельцами из Центральной и Верхней Месопотамии, возможно Элама и Восточного Средиземноморья. О связях с тем или иным регионом свидетельствуют особенности архитектуры, характер керамики и некоторые другие черты. По всей видимости, главную роль играли выходцы с севера (представители самаррской и халафской культур), обладавшие навыками ирригации, монументального строительства, специализации ремесел, хозяйственного учета и т. д. Нижней Месопотамии они основывали автономные колонии (как Телль эль-Уэйли), жившие за счет ирригации и ресурсов окрестных рек и болот. Со временем некоторые колонии превратились в крупные центры, протогорода (самый яркий пример - Эреду, населенный непрерывно от фазы Убейд 1 вплоть до исторического времени). Не исключено, что ранние контакты с северными колонистами привели к заимствованию шумерами ряда «культурных терминов» (так называемый «протоевфратский субстрат»); нешумерскую этимологию имеют и названия некоторых известных городов Нижней Месопотамии - Ларсы, Вавилона и др.

В убейдское время (ориентировочно V - начало IV тыс. до н. э.) фиксируется экономический подъем Нижней Месопотамии. При использовании ирригации местный аллювий отличается особым плодородием; обилие сельскохозяйственной продукции приводит к быстрому росту населения, накоплению излишков, углублению социальной дифференциации. Навыки ранних земледельцев Северной Месопотамии - монументальное строительство, межрегиональный обмен, хозяйственный учет, разделение труда, обработка металла и т. д. бурно развиваются и на юге. итоге, к концу убейдского времени в Нижней Месопотамии появляются первые храмы (в Эреду, Уруке), формируются протогорода, первые ирригационные сети, первые номы и т. д. Этнический состав Нижней Месопотамии убейдского времени неясен, однако предки шумеров могли быть в числе местного населения. Так или иначе, очевидная преемственность материальной культуры этого времени с последующими «шумерскими» эпохами позволяет некоторым исследователям называть культуру убейдской Южной Месопотамии «протошумерской».

Дальнейший прогресс наблюдается в эпоху Урук (вторая половина IV тыс. до н. э.). Подавляющее большинство исследователей принимает тезис о наличии или преобладании в это время шумеского населения в Нижней Месопотамии. Урук - культура бронзового века, сменившая халколитический убейд. Расширение ирригационных сетей, развитие специализации производства, бурный рост протогородов на фоне углубления социальной дифференциации могли быть причинами такого явления как шумерская колонизация. Шумерские колонии представляли собой хорошо укрепленные крепости с продуманной планировкой (примеры - памятники Хабуба Кабира, Джебель Аруда и др.), создававшиеся в стратегически важных местах (у переправ, на торговых путях и т. д.). Основным объектом колонизации была Северная Месопотамия, где южное влияние стало сильным еще убейдское время (так называемый «северный убейд»). коренной зоне шумерской цивилизации закладываются основы государственности. конце урукского времени, в период Джемдет Наср (кон. IV - нач. III тыс. до н. э.; часто его выделяют в отдельный период) появляются изображения правителей, царей-жрецов, уже существует полупиктографическая письменность, формируются города-государства, сложная храмовая администрация, ведется монументальное строительство, совершаются грабительские походы в соседние страны. Таким образом, к началу III тыс. до н. э. сформировались основы шумерской цивилизации.

Последующий период Ранних династий (ориентировочно XXVIII - XXIV вв. до н. э.) - время расцвета шумерской цивилизации. то время последняя охватывала территории Нижней Месопотамии - области Ки-Энги (шум. ki-en-ĝir, собственно Шумер) и Ки-Ури (впоследствии - Аккад). ПО неизвестным причинам урукская колонизация ко времени РД прекратилась и пребывание шумерского населения в центрах севернее Ки-Ури - предмет дискуссий. Раннединастическую эпоху Нижняя Месопотамия представляла собой конгломерат непрерывно воюющих между собой городов-государств или номов. Важнейшими центрами Шумера (Ки-Энги) были Ур и Урук, в Ки-Ури - Киш. Особое место занимал обширный ном Лагаш, первоначально по-видимому находившийся под гегемонией Киша. конце Раннединастического периода подавляющее большинство номов Шумера и Ки-Ури оказалась объединенной под властью Лугальзагеси. Однако аккадское восстание положило конец этой конфедерации.

С древних времен по соседству с шумерами обитали восточные семиты. Обстоятельства и время появления их в Нижней Месопотамии остаются предметом дискуссий и доподлинно неизвестно. Восточные семиты составляли меньшинство в Шумере (Ки-Энги), но в области Ки-Ури их доля была значительной. XXIV в. до н. э. в Ки-Ури возникло Аккадское царство, правители и язык которого был семитским. Аккадцы (так с этого времени принято называть восточных семитов) смогли установить контроль над городами-государствами Шумера. Подавление восстаний и террор аккадских царей приводит к спаду культуры в Шумере. XXII в. до н. э. земли Шумера и Аккада были объединены под властью III династии Ура, цари которой всячески покровительствовали шумерской культуре. Несмотря на видимое «шумерское возрождение», в это время отмечается пик семитизации населения Ки-Енгир: аккадский стремительно вытесняет шумерский из разговорной речи.

После крушения державы III династии Ура, земли Шумера и Аккада попадают под власть амореев. Впоследствии эта территория была подчинена вавилонскими царями. Во II тыс. до н. э. в результате смешения шумеров с аккадцами и некоторыми другими этническими группами сформировалась народность вавилонян.

Культура

Основная статья: Шумер

Культура шумеров стала фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.

Примечания

  1. В. И. Уколова, Л. П. Маринович. История Древнего Мира издательство = «Просвещение». - 2009. - С. 301. - ISBN 978-5-09-021721-7.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / Под ред. И. М. Дьяконова. - М.: Наука, 1983. - Т. 1. Месопотамия.
  • Крамер, Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

Ссылки

  • Владимир Емельянов. Проблема происхождения шумерской цивилизации (видео) // ПостНаука

шумеры, шумеры - потрясающе, шумеры ассирия фото, шумеры википедия, шумеры животные, шумеры живые убитые, шумеры захарий ситчин, шумеры и евреи, шумеры инопланетяне, шумеры магия вуду варлок

Шумеры Информацию О

Было ли что-то в ежедневной жизни шумеров такое, что отличало их от многих других народов? Пока резких отличительных доказательств не найдено. Каждая семья имела свой двор рядом с домом, обсаженным густым кустарником. Кустарник именовался ""сурбату". С помощью этого кустарника удавалось уберечь от палящего солнца некоторые посевы, и охладить сам дом.

Возле входа в дом обязательно устанавливался специальный кувшин с водой, предназначавшийся для омовения рук. Между мужчинами и женщинами прослеживается равноправие. Археологи и историки склоняются к тому, что, несмотря на возможное влияние окружающих народов, у которых преобладал патриархат, древние шумеры взяли равноправие от своих богов.

Пантеон шумерских богов в описанных историях собирался на "небесные советы". На советах равноправно присутствовали и боги и богини. Только позднее, когда в обществе прослеживается расслоение, и земледельцы становятся должниками более богатых шумеров, они отдают своих дочерей по брачному контракту, соответственно без их согласия. Но, несмотря на это каждая женщина могла присутствовать на древнем шумерском суде, имела право владеть личной печатью...



Воды Тигра и Евфрата сделали плодородными огромные территории, благодаря чему уже более пяти тысяч лет назад были созданы благоприятные условия для зарождения и развития высокоразвитых цивилизаций. Могущественные государства простирались не только в Междуречье, но и на территории Сирии, Передней Азии, а часто даже и границ с Египтом. Их богатство неудержимо манило соседние агрессивные варварские племена, которые в огромных количествах беспорядочно перемещались по всей территории Ближнего Востока. В противоположность консервативной устойчивой государственности Египта здесь хаотично сменяли друг друга враждебные деспотические империи. На территории Месопотамии на протяжении тысячелетней истории последовательно господствовали шумеры, которые заложили здесь основы цивилизации и постепенно ассимилировали. Затем вавилоняне, ассирийцы, персы.

В бесчисленных разрушительных войнах и пожарищах за давностью времен, естественно, не сохранилось ни царского трона, ни еще какого-либо предмета мебели, относящегося к временам «до нашей эры». Атрибуты домашней обстановки, убранство дворцов и храмов мы сегодня можем представить только по находкам археологов, рельефным изображениям, фрагментам памятных плит и стел, благо традиция изображать богов, жрецов, а позднее и царей существовала в Шумере с древнейших времен. Сцены обрядов, мифологические сюжеты, композиции из жизни царей и придворных, в изобилии снабжены подробностями быта – образцами одежды знати и простых воинов, элементами интерьеров и образчиками мебели дворцов и храмов. Следует отметить, что археологические находки с подобными изображениями на территории Месопотамии во многом явились доказательством для ученых факта существования древней шумерской цивилизации и высочайшего уровня развития их культуры...



Главной ценностью шумерской семьи были дети . Сыновья становились по закону полноправными наследниками всего отцовского имущества и хозяйства, продолжателями его ремесла. Им оказывалась великая честь - обеспечить посмертный культ отца. Они должны были проследить за надлежащим захоронением его праха, постоянным почитанием его памяти и увековечиванием его имени.

Даже в несовершеннолетнем возрасте дети в Шумере обладали довольно широкими правами. Согласно расшифрованным табличкам, они имели возможность совершать акты купли-продажи, торговые сделки и иные хозяйственные операции.
Все договора с несовершеннолетними гражданами, согласно закону, надлежало закрепить в письменном виде в присутствии нескольких свидетелей. Это должно было оградить неопытную и не очень разумную молодежь от обмана и предотвратить излишнюю расточительность.

Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной. Родители, например, имели право продать своих детей в рабство, чтобы рассчитаться с долгами, но только на определенный срок, как правило, не более трех лет. Тем более, они не могли лишить их жизни, даже за самую тяжкую провинность и своеволие. Непочитание родителей, сыновнее неповиновение, считалось в шумерских семьях тяжким грехом и жестоко каралось. В некоторых шумерских городах непокорных детей продавали в кабалу, им могли отрубить руку...

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл », была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить. Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой...



Большая часть известных шумерских судебных документов было обнаружено при раскопках знаменитого «холма табличек» в Лагаше. По предположениям ученых именно здесь, находился судебный архив, где хранились протоколы судебных процессов. Таблички, содержащие судебные записи, располагаются в определенном, установленном обычаями порядке и строго систематизированы. К ним имеется подробная «картотека» - перечень всех документов, в соответствии с датами их написания.

Огромный вклад в расшифровку судебных документов из Лагаша внесли французские ученые – археологи. Ж.-В. Шейль и Шарль Виролло, которые в самом начале 20 века первыми скопировали, опубликовали и частично перевели тексты табличек из найденного архива. Позднее, уже в середине двадцатого века, немецкий ученый Адам Фалькенштейн опубликовал несколько десятков подробных переводов судебных протоколов и приговоров и во многом благодаря этим документам мы сегодня можем достаточно точно восстановить правовые процедуры в городах-государствах Шумера.

Запись судебных решений у самых древних секретарей носила название дитилла, что в буквальном переводе означает «окончательный приговор», «завершенный судебный процесс». Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.

На практике от имени энси праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд...



Судьба великих археологических открытий порой бывает очень интересна. В 1900г. экспедиция Пенсильванского университета обнаружила во время раскопок на месте древнего шумерского города Ниппура два сильно поврежденных фрагмента глиняной таблички с почти неразборчивым текстом. Среди других более ценных экспонатов они не привлекли особого внимания и были отправлены в Музей Древнего Востока, который находился в Стамбуле. Его хранитель Ф. Р. Краус, соединив части таблицы между собой, определил, что она содержит тексты древних законов. Краус занес артефакт в каталог Ниппурской коллекции и забыл о глиняной табличке на долгие пять десятилетий.

Лишь в 1952г. Самуэль Крамер, по подсказке все того же Крауса, вновь обратил внимание на эту таблицу, и его попытки расшифровать тексты частично увенчались успехом. Плохо сохранившаяся, вся покрытая трещинами таблица содержала копию правового кодекса основателя Третьей династии Урра, правившего в самом конце третьего тысячелетия. до н.э, - царя Ур-Намму.

В 1902г на весь мир прогремело открытие французского археолога М.Жаке, нашедшего во время раскопок в Сузах, плиту из черного диорита – более чем двухметровую стелу царя Хаммурапи с выбитым на ней сводом законов. Кодекс Ур-Намму был составлен на три с лишним столетия раньше. Таким образом, полуразрушенные таблички содержали текст самого раннего из дошедших до нас правовых кодексов.

Вполне вероятно, что первоначально он был высечен на каменной стеле, так же как и кодекс царя Хаммурапи. Но, ни она, ни даже ее современная или более поздняя копия не сохранились. Единственное, что имеется в распоряжении исследователей - это частично поврежденная глиняная табличка, поэтому восстановить полностью свод законов Ур-намму не представляется возможным. На сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, из которых, по предположению ученых, состоит полный текст правового кодекса Ур-Намму.

В прологе к кодексу , говорится о том, что Ур-Намму, был избран богами в качестве их земного представителя, что бы установить торжество справедливости, искоренить беспорядок и беззаконие в Уре во имя благоденствия его жителей. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову–от власть имущих, человека, имеющего один шекель, - от человека с одной миной (60 шекелей)».

Исследователи не пришли к единому мнению об общем количестве статей в кодексе Ур-Намму. С некоторой степенью вероятности удалось воссоздать текст только пяти из них, и то только с определенными допущениями. Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о вине колдовства. И лишь только три закона, впрочем, также сохранившиеся не полностью и с трудом поддающиеся расшифровке, представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе.

Они звучат примерно так:

  • «Если человек повредит орудием стопу другому человеку, он заплатит 10 шекелей серебром»
  • «Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром»
  • «Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра»...


Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.

Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.

В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева...



Сын продолжил дело отца, правив твердой рукой в течение 53 лет: с 605 до 562 года до нашей эры. На тот момент Вавилон насчитывал уже двести тысяч человек. Он воздвигал храмы, реставрировал древние постройки, строил каналы, дворцы. При нем была достроена южная часть города, построен первый мост из камня через Евфрат. Есть миф, что были проложены и туннели под рекой! Навуходоносор соорудил для своей несравненной жены Семирамиды висячие сады. При этом по воспоминаниям современников, Семирамида была одной из самых жестоких и похотливых женщин того времени. Но и самой красивой.

Именно при этом правителе Вавилон стал выглядеть так, как описывали его историки: четко проведенные в соответствии с геометрией улицы, ровная стена, окружившая город в виде правильного четырехугольника. Этот город до сих пор остается самым большим из известных в мире городов, окруженных стеной. Вдоль стены шел глубокий заполненный водой ров. Сама стена в ширину достигала почти тридцати метров!...

«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.

Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.

Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia