Кадастровый учет реестр прав на недвижимость. Государственный кадастровый учет и регистрация прав

Кадастровый учет реестр прав на недвижимость. Государственный кадастровый учет и регистрация прав

11.04.2024

Сколько ждать с момента подачи документов – изменились ли сроки регистрации права собственности?

Сроки оказания услуг сокращены. В случае подачи одного заявления на регистрацию прав и кадастровый учет оба действия выполняются одновременно в течение 10 дней. Если заявитель обращается за одной из этих услуг, то регистрация прав будет проведена в срок не более 7 дней, а постановка на кадастровый учет - не более 5 дней. В случае обращения в многофункциональный центр "Мои документы" срок оказания услуги увеличивается на 2 дня.

Новый закон предусматривает также сокращение времени получения выписки об объекте недвижимости. Сведений из ЕГРН можно получить в течение 3 дней. Порядок получения сведений из ЕГРН не отличается от существующей процедуры, то есть запросить из него общедоступные сведения об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.

Можно ли подать документы на регистрацию без постановки объекта на кадастровый учет?

В соответствии с законодательством постановка объекта на кадастровый учет является обязательным условием для регистрации прав собственности на него. Исключительные случаи, когда допускается проведение регистрации прав без постановки объекта на кадастровый учет, определены законом "О государственной регистрации недвижимости".

Это происходит, к примеру, в тех случаях, когда объект недвижимости, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН, продается, покупается, дарится или на него накладывается (или снимается) обременение.

Постановка на кадастровый учет без регистрации прав также возможна в исключительных случаях, определенных законом. Например, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Какие принципиальные нововведения появились в процедурах регистрации прав и учета?

Нововведением законодательства является то, что у граждан появилась возможность подать одно заявление на проведение регистраци и прав и кадастров ого учет а в отношении одного и того же объекта . В этом случае оба действия будут выполнены одновременно .

Это очень удобно, особенно в случае земельных участков. К примеру, если собственник земельного участка продает его не целиком, а определенную часть. Раньше для продажи ему надо было либо продавать долю в праве на земельный участок, либо выделять сначала часть из своего участка (проводить межевание, ставить на кадастровый учет), и уже после постановки части земельного участка на кадастровый учет и внесения изменений в ЕГРП продавать образовавшуюся часть земельного участка. Сейчас достаточно выделить путем проведения межевания земельного участка определенную его часть, и вместе с подготовленным межевым планом и договором купли-продажи подавать документы на регистрацию перехода права и постановки на кадастровый учет.

Дом в законе: как оформить права на только что построенный загородный дом Загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость" обо всех процедурах оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения.

Какие документы нужно собрать для подачи на регистрацию права собственности?

Для проведения регистрации прав и кадастрового учета необходимо подать заявление и пакет документов. С перечнем и формой необходимых документов можно ознакомиться на сайте Росреестра .

Примерный перечень документов:

Заявление на регистрацию права собственности (заполняется сотрудником Росреестра или МФЦ);

Документ основание для перехода права собственности (Договор купли-продажи, дарения, мены, Решение суда и прочие);

Доверенность на представителей (при подаче документов через представителей);

Квитанция на оплату государственной пошлины (2 тысячи рублей для физических лиц, 22 тысячи рублей для юридических лиц);

Согласно новому закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

Точный перечень документов зависит от вида и субъектов сделки.

Росреестр откроет онлайн-доступ к сведениям ЕГРН уже на этой неделе Информация о том, что Росреестр не смог в полной мере выполнить закон о запуске с 1 января 2017 года Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) появилась в СМИ в среду, и причиной для волнений стал закрытый доступ к ряду онлайн-сервисов. Представители Росреестра рассказали РИА Недвижимость, что ведомство приняло решение начать эксплуатацию системы в режиме покомпонентного ввода сервисов, и доступ к сведениям ЕГРН онлайн будет открыт уже на этой неделе.

Как изменилась процедура подачи документов на регистрацию?

Сама процедура государственной регистрации права и кадастрового учета для заявителей и правообладателей не усложнилась. Регистрация прав и кадастровый учет недвижимости осуществляется в том же порядке, что и до 1 января 2017 года.

Новый закон предусматривает несколько способов получения услуг: в электронном виде, а также при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра и многофункциональный центр "Мои документы".

Кроме того, получить документы по новому закону можно дистанционно путем курьерской доставки. Чтобы воспользоваться таким способом, нужно в момент подачи документов сделать в заявлении специальную отметку. В этом случае готовые документы доставят владельцу недвижимости в любое удобное для него место и время.

Изменения коснулись порядка подачи документов на кадастровый учет объектов недвижимости. Если ранее заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо, то сейчас новым законом установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них.

Так, согласно положениям закона заявление в отношении созданного (то есть построенного) объекта недвижимости может представить собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и ранее, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Выдача свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество прекращается в России с 15 июля. Росреестр призывает граждан не пугаться, ведь документ, подтверждающий сам факт регистрации, не отменяется – остается выписка. Специалисты ведомства разъяснили сайту "РИА Недвижимость", как будут работать новые изменения в законе, и как обращаться с выданными документами.

В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ " ", который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

Дважды в одну и ту же реку входить не придется

В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " " (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

Что написано пером...

Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять ( , ). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) ( , ).

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день ( ,).

Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

  • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
  • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
  • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
  • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. ().

Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав ().

Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (). Ильяс Вахитов , директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета "Правовые и бухгалтерские решения", полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости ( , ).

Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица ().

Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки ().

МНЕНИЕ

Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры":

"Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства".

Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры" , с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (). Раньше для того, чтобы узаконить "самострой" и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

  • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
  • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах ().

Таким образом, узаконить "самострой" стало сложнее.

Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе ().

Бесхозную недвижимость учтут

С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления ( ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе ().

Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о "бесхозной" недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество ().

Объекты недвижимого имущества подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. Система технической инвентаризации и технического учета формируется в целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности. Законодательные основы деятельности системы технической инвентаризации содержатся в Постановлениях Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» и от 13.10.1997г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

Целью технической инвентаризации является описание объекта недвижимости, здания или сооружения, по определенным правилам, позволяющее идентифицировать эти объекты, устранить противоречия между описываемым объектом и другими зданиями и сооружениями. Целью технического учета является построение информационной системы, содержащей сведения обо всех зданиях и сооружениях.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Все объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью публично-правовых образований, вне зависимости от стоимости подлежат учету в соответствующем реестре имущества.

Учетом публичного имущества является описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

При учете имущества, находящегося в публичной собственности, учитывается как имущество, находящееся в казне, так и закрепленное имущество (имущество, предоставленное в хозяйственное ведение или оперативное управление). Учет публичного имущества производится путем ведения соответствующего реестра. Реестр – это информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Основными целями ведения реестра является организация единой системы учета, пообъектное отображение, отражение движения имущества. Формирование и ведение реестра осуществляется соответствующий специальный орган по управлению имуществом.

Документом, подтверждающим факт учета публичного имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера имущества и иные достаточные для идентификации имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него. Выписка из реестра является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с объектами недвижимости, закрепленными в публичной собственности.

Права на объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация прав – это специальный институт, создаваемый государством, с целью бесспорного установления обладателя прав на наиболее ценные объекты имущественного оборота – недвижимое имущество и предоставления обладателям зарегистрированных прав определенных государственных гарантий. При этом государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права и осуществляется в соответствии в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Недвижимая вещь, права на которую подлежат регистрации, должна быть исчерпывающим образом определена путем ее описания.

В соответствии с ГК государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. К числу вещных прав, подлежащих государственной регистрации, следует отнести: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В отличие от вещных прав на недвижимое имущество, сделки с недвижимостью и обременения прав подлежат регистрации только в случаях, прямо указанных в законе. К числу договоров, подлежащих регистрации, следует отнести договоры: купли-продажи, дарения, ренты, аренды для объектов недвижимости, заключенные на срок не менее 1 года, ипотеки, купли-продажи, аренды и ипотеки предприятия как имущественного комплекса, договор участия в долевом строительстве. Все остальные договоры, предметом которых являются сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации не подлежат.

Государственную регистрацию прав проводят исключительно в заявительном порядке, то есть любую запись о праве вносят только на основании соответствующего заявления лица, в интересах которого ее осуществляют.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в следующем порядке: - прием документов на государственную регистрацию прав; - правовая экспертиза представленных документов проверка законности сделки; - установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже ранее зарегистрированными правами на недвижимое имущество, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; - совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача свидетельств о государственной регистрации прав.

Регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ действует система структурных подразделений территориальных органов.

Государственную регистрацию прав осуществляют путем внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащий информацию об объектах недвижимости, правообладателя и зарегистрированных правах, сделках, обременениях, ограничениях прав.

Бакалавр, студент

  • Ахмадеева Алиса Алексеевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
    • ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ
    • РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ
    • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
    • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

    Изучено понятие кадастрового учета объектов недвижимости, регистрации прав. Рассмотрены внесенные поправки в существующую нормативно-правовую базу.

    • Зарубежный опыт физического воспитания студенческой молодежи
    • Самостоятельность судебной власти и конституционные реформы в Республике Армения
    • Мероприятия по охране земельных ресурсов в генеральном плане

    Сфера регулирования оборота имущественных отношений затрагивает в своей деятельности целый ряд проблем, особую сложность представляют вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости.

    С 2017 года вступили в силу ряд изменений в правила ведения государственного реестра в электронном виде, сроки оказания государственных услуг, исключено дублирование функций.

    Рассмотрим подробнее систему государственного кадастрового учета, со всеми произошедшими изменениями в законодательной базе.

    На сегодняшний день действует Федеральный Закон «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями на 28 февраля 2018 года), а также Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (с изменениями на 28 февраля 2018 года) 218-ФЗ. Закон «О кадастровой деятельности» пришел на смену Федеральному закону «О государственном кадастровом учете» - ФЗ № 221 .

    Следует отметить, что до 2017 года действовало два реестра. В первом регистрировались права на недвижимость и сделки с ней. Вторым реестром являлся государственный кадастр недвижимости. С 2017 г. они объединены. В настоящее время действует Единый реестр недвижимости.

    Существенно упростились многие процедуры по оказанию услуг, некоторые из них стали осуществляться при помощи интернета. Еще одним немаловажным фактом является упрощение ряда процедур и сокращение сроков обработки. Действующие сроки (в рабочих днях) приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Сроки проведения государственной регистрации права и кадастрового учёта

    Объекты недвижимости, по которым ведется государственный кадастровый учет, - это сооружения, земельные наделы, здания и их части, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места.

    Проведение кадастрового учета и регистрацию прав на недвижимость теперь имеет право осуществлять лишь Росреестр и его территориальные органы, полномочия по данному вопросы не могут быть переданы подведомственным учреждениям.

    Согласно нового законодательства, появилась возможность одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

    • создания объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
    • образования объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
    • прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
    • образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

    Проанализировав статистические данные, составили диаграмму, в которой указали количество заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и запросов о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, в части земельных участков в период за 2015-2016 годы (по данным Государственного Национального доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2016, 2017 годах) . Согласно данных, наблюдается снижение количество заявлений об предоставлении сведений из ГКН и обращений за непосредственной постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости.

    Рисунок 1. Предоставление сведений из ГКН

    Анализ обращений граждан в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в 2017 году позволяет классифицировать их по темам (Таблица 2.).

    Таблица 2. Тематика обращений в Росрееестр

    Тематика

    Количество обращений

    Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Вопросы государственного кадастра недвижимости

    Вопросы организации работы при предоставлении государственных услуг

    Вопросы оценки объектов недвижимости

    Разъяснение законодательства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

    Другие вопросы, относящиеся к сфере деятельности Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан

    Подведем итог. Кадастровым учетом признаются действия, производимые специальными органами, которые должны вносить сведения об объекте недвижимости в государственный реестр. Данные сведения признаются официальным свидетельством существования объекта недвижимости.

    Рассматривая произошедшие поэтапно изменения в кадастровом учете на примере временных рамок, действительных для Уфимского района (следует отметить, что для различных регионов этот переходный период имел разную продолжительность). Для Уфимского района, переходный период можно поделить на этапы: до 1 сентября 2012 года и с сентября 2012 года по 1 января 2013 года .

    На данный момент, благодаря изменениям законодательной базы, произошло значительное упрощение процедуры постановки объекта недвижимости на кадастровый учет с дальнейшей регистрацией прав на него. С этого года - это можно делать одновременно.

    Список литературы

    1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2016 год. Уфа. – 2017 г.
    2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2015 год. Уфа. – 2016 г.
    3. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция).
    4. Федеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция)

    Регистрация собственности по новому законодательству от 2017 года стала быстрее. Но помимо сокращения сроков произошли и другие изменения. Какие именно — читайте в статье.

    Объединенный реестр. Соотношение 221-ФЗ с изменениями на 2017 год и 218-ФЗ

    Главное нововведение — создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в котором содержатся как кадастровые данные на недвижимость, так и сведения о правах, обременениях и запретах. Создан он был путем объединения Госкадастра и Единого реестра прав на недвижимость.

    Это означает, что:

    1. Теперь можно одновременно поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать право на него. Ранее требовалось сначала ставить объект на учет в кадастровой палате и только потом обращаться в регистрационную палату. Для единовременного проведения этих действий достаточно отметить соответствующий пункт в заявлении на регистрацию.
    2. При совершении сделок с уже учтенным в кадастре имуществом больше не требуется предоставлять кадастровый паспорт (все кадастровые данные видны регистраторам в ЕГРН).

    Ведут ЕГРН исключительно Росреестр и его подразделения. Учет осуществляется в электронном виде (ранее реестр и кадастр велись и на бумаге, которая имела приоритет).

    И регистрация, и учет недвижимого имущества теперь регулируются единым законом — 218-ФЗ от 13.07.2015 о регистрации недвижимости. В 221-ФЗ от 24.07.2007 — ФЗ о кадастре недвижимости - 2017 год привнес изменения в виде утраты силы в части ведения кадастрового учета. Но деятельность кадастровых инженеров этот закон по-прежнему регулирует.

    Новые виды недвижимости, которые можно учесть в кадастре и зарегистрировать

    С введениемнового закона о регистрации недвижимости в 2017 году стала возможна самостоятельная регистрация и учет таких объектов, как:

    1. Парковочные места. Ранее учитывалось здание, в котором расположено место, а регистрация сводилась к регистрации доли на это здание. Теперь собственник парковочного места может выделить долю в натуре и обратиться за регистрацией права на это место.
    2. Предприятия (имущественные комплексы). Регистрация предприятия возможна после учета и регистрации прав на все входящие в него объекты.
    3. Единые недвижимые комплексы (совокупность связанных сооружений/зданий с единым назначением). Ранее их невозможно было учесть в кадастре как самостоятельный объект. В то же время закон требовал зарегистрировать их, что без проведения учета невозможно.

    Подача заявления по новому закону о регистрации недвижимости

    Еще одно новшество — возможность обратиться за регистрацией и/или учетом в любое территориальное отделение Росреестра (либо в любой МФЦ). Теперь регистрация и учет не привязаны к расположению объекта недвижимости. Место жительства заявителя по-прежнему не имеет значения.

    До 2017 года кадастровый учет проводился только в случае обращения в кадастровую палату на территории кадастрового округа, в котором располагалось имущество. Регистрация же осуществлялась исключительно по месту нахождения недвижимости в регистрационном округе.

    Не знаете свои права?

    Заявление можно подать несколькими способами:

    1. Лично (в Росреестр или в МФЦ). Кроме того, есть услуга выездного приема — предоставляется безвозмездно, но только ветеранам и инвалидам ВОВ, а также инвалидам 1 и 2 групп, если такие лица выступают заявителями.
    2. Почтовым отправлением (придется, однако, нотариально удостоверить документы).
    3. В электронной форме (через сайт Росреестра или Портал госуслуг, при условии наличия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи).

    После введениянового закона о регистрации недвижимости 2017года:

    • были отменены требования к юрлицам предоставлять учредительные документы;
    • установлен единственный случай отказа в приеме документов — невозможность установить личность заявителя;
    • уточнены основания для возврата заявления, например, теперь допустимо уплачивать пошлину не сразу, а в течение 5 дней с поступления документов в Росреестр (ранее неуплаченная пошлина влекла незамедлительный возврат документов).

    Новые сроки регистрации прав

    Регистрация права собственности на недвижимость с 2017 годастала быстрее, как и кадастровый учет. Установлены следующие сроки (в рабочих днях):

    • 7 дней для госрегистрации права;
    • 5 дней для учета в кадастре;
    • 10 дней для регистрации и учета одновременно.

    Есть и сокращенный срок — 3 дня при регистрации права на основании нотариальной сделки или свидетельства о праве на наследство.

    Ипотеку жилья по-прежнему регистрируют в 5-дневный срок. Ипотеку на другие объекты недвижимости (землю, здания, сооружения и т. д.) зарегистрируют в течение общего срока в 7 дней.

    При подаче документов через МФЦ все сроки удлиняются на 2 дня. Кроме того, в случае выбора МФЦ в качестве места получения документов после регистрации придется также подождать 2 дня.

    Максимальные сроки приостановления регистрации, напротив, были увеличены:

    • 3 месяца по решению Росреестра (кроме случаев приостановления по основаниям с особым сроком);
    • 6 месяцев по инициативе заявителя; заявить о приостановлении можно только 1 раз.

    Ранее эти сроки составляли 1 и 3 месяца соответственно. Сроки приостановления учета не изменились и составляют 3 и 6 месяцев.

    Как видно, нововведения имеют положительный характер и направлены в том числе на экономию времени и средств заявителей.

    © 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia