Сказка про динозавров для детей читать притчи о трицератопсах. Изучение динозавров для детей

Сказка про динозавров для детей читать притчи о трицератопсах. Изучение динозавров для детей

31.03.2024

Порой создается впечатление, что ребенок приходит в мир взрослых, чтобы напомнить им о динозаврах. Живет себе взрослый: дом, работа, семья, первая улыбка-шаги-слова, и тут - бац: «Пап, а можно мне зауропода?» И уже через пару месяцев взрослый легко отличает овираптора от велоцераптора и знает, чем славен паразауролоф. Есть даже шутка такая: «Если человек знает все названия динозавров, он палеонтолог или четырехлетка».

Динозавры - это такая благодатная, манящая тема, в которую ребенок в возрасте 3–6 лет вместе с семьей погружается полностью (игры, пазлы, фигурки, книги). А почему бы и нет? Ведь динозавры - это так интересно! Они огромные и нестрашные, потому что вымерли давно. Краткий спецкурс начинающего палеонтолога прилагается.

Как давно жили динозавры?

225 млн лет назад, 65 млн лет назад их уже не стало. То есть целых 160 млн лет наша планета принадлежала этим удивительным существам. Это время позже ученые обозначат как мезозой, мезозойская эра, которая, в свою очередь, делилась на три периода: триасовый, юрский и меловой. Кстати, тогда же появились и черепахи с крокодилами.

Как появились динозавры?

Что было до динозавров? Первые примитивные живые организмы появились на земле 4,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в воде. Сначала водоросли, потом моллюски, рыбы. Кистеперую рыбу (кстати, ее потомок до сих пор плавает в районе Коморских островов) считают той «переходной точкой», откуда ведется отсчет разделения сухопутных и морских животных. Благодаря своим мощным плавникам рыба передвигалась по дну и выходила на сушу. Именно от кистеперой рыбы пошли первые сухопутные позвоночные организмы, первейшие рептилии, прародители всех рептилий на планете Земля. И человек, по сути, тоже далекий-предалекий потомок кистеперой рыбы.

Сколько было видов динозавров?

500 родов, более 1000 видов в настоящее время изучены палеонтологами. Все динозавры делятся на два отряда: птицетазовые и ящеротазовые (современные птицы, как это ни удивительно, произошли от последних).

Как выглядели динозавры на самом деле?

Если со скелетами все более-менее ясно, то по поводу расцветки ученые спорят до сих пор. Вполне возможно, серо-буро-зеленые экземпляры, к которым уже привыкло человечество, на самом деле должны быть оранжево-красными, например, да и вообще - любыми.

Сколько лет жили динозавры?

10–20 лет - мелкие виды, а крупные представители, по мнению ученых, могли жить 200–300 лет.

Как называется динозавр с длинной шеей?

Самый популярный представитель группы зауроподов - диплодок: 29 метров в длину, вес около 16 тонн. Был найден в Северной Америке в конце XIX века. Там же были обнаружены и останки брахиозавра - тоже динозавра с длинной шеей, под 30 м в длину, весом в рекордные 90 тонн.

Где жили динозавры?

По всей земле! Останки динозавров найдены на всех континентах, даже в Антарктиде. Особенно много их на территории Северной Америки и Азии, в России основные находки - за Уралом, также в Бурятии, Якутии, Красноярском крае.

В каких условиях жили динозавры?

На Земле было жарко и влажно. Буйная растительность, в том числе и папоротники, дожившие до наших дней, не давали проголодаться травоядным. Периодически извергались вулканы.

Ролик-бонус: как сделать вулкан в домашних условиях.

Зачем динозавру хвост?

Хвост позволял отражать нападение, держать равновесие, эффективно прыгать.

Как исчезли динозавры? Почему они вымерли?

Точного ответа до сих пор нет, но, вероятно, из-за падения гигантского астероида или сильной вулканической активности климат изменился - стало холоднее, на полюсах образовались ледяные шапки, поменялся химический состав океана, концентрация кислорода в атмосфере уменьшилась втрое, распространились цветковые растения. Как выжить в таких условиях? Зато появились птицы и млекопитающие (и человек, человек!).

Мультик-песня «Почему исчезли динозавры»

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА

Музеи динозавров

В Москве это Палеонтологический музей им. В.А. Орлова. Известнейший естественно-исторический музей мира. Адрес: ул. Профсоюзная, 123.
Сайт: www.paleo.ru

Парки динозавров

Самый большой парк «живых» динозавров расположен в Крылатском (ул. Крылатская, 18). Более 20 экспонатов двигаются и рычат, на некоторых можно даже покататься. Участие в раскопках - по желанию.
Сайт: www.dinoskazka.com

16 динозавров поджидают посетителей на лесных тропинках в парке динозавров «Эволюция» в «Этномире» (Калужская обл., Боровский р-н, дер. Петрово). Причем круглый год. Мастер-классы и раскопки прилагаются.
Сайт: www.ethnomir.ru

Выставки динозавров

В Центральном детском мире на «Лубянке» (Театральный пр-д, 5), в «Диноклубе» можно посетить выставку динозавров: экскурсия в мезозой и 30 рычащих экземпляров, а также познавательный фильм о зарождении жизни на земле ребенку запомнятся надолго.

Мультфильмы и фильмы о динозаврах

«Поезд динозавров» (мультсериал), «Земля до начала времен» (мультсериал), «Диномама» (полнометражный мультфильм), «Хороший динозавр» (полнометражный), «Вася и динозавр» (советская анимация 1971 года), «Приключения Энди с динозаврами» (британский сериал 2014 года про улыбчивого работника палеонтологического музея Энди, который через временной портал увлекательно и находчиво ходит в мезозой).

«Майлз с другой планеты» и «Маленькие Эйнштейны», серии про динозавров:

Татьяна Говорухина
Презентация для детей старшей и подготовительной групп «Детям о динозаврах»

Детям о динозаврах .

Динозавры – это очень интересная и увлекательная тема для детей старшего дошкольного возраста. Практически нет такого ребенка, который не интересовался бы ДИНОЗАВРАМИ . С чего же начать знакомить дошколят с животными, жившими до нашей эры?

В первую очередь нужно планировать работу исходя из детских вопросов, интересов.

Кто такие динозавры ?

Когда они жили?

Чем питались?

Как зимовали?

На какие виды подразделялись?

Почему вымерли?

Чтобы заинтересовать детей , их нужно просить о помощи, непринужденно вовлекать в работу (поиск материала, просмотр энциклопедий, мультфильмов, чтение сказок и мн. др.).

Предлагаем вашему вниманию презентацию «Детям о динозаврах » .

В презентации Вы можете изучить с детьми интересные факты о динозаврах , познакомить их с самыми известными динозаврами : тиранозавром, стегозавром, трицератопсом и т. д.

Эта презентация для первого знакомства дошколят с миром динозавров .

Цель :

Дать как можно больше знаний о динозаврах и о том , когда они жили.

Помочь детям познавать окружающий мир.

Расширять знания о динозаврах .

№2 Название презентации .

№3 550 миллионов лет назад земная суша была совершенно безжизненной. Однако моря буквально кишели такими вот растениями и животными. Вот как, по мнению ученых, должна была выглядеть морская жизнь.

№4 Из многочисленных рептилий, населявших Землю, динозавры изучены достаточно хорошо. Они появились приблизительно 220 миллионов лет назад. Слово «динозавр » означает «ужасная ящерица» .

№5 По всему миру находят их кости, отпечатки следов, зубы и даже яйца. Скелеты динозавров с течением времени окаменели. Изучая окаменелые останки древних ящеров, учёные – палеонтологи выяснили, что их кожа была чешуйчатой и герметичной, а также что некоторые динозавры жили до ста лет !

№6 В специально обустроенных гнёздах динозавры откладывали яйца , часто до десяти штук за раз! Эти яйца, круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой, были довольно маленькими по сравнению с самими ящерами.

№7 Тиранозавр был самым крупным хищником эпохи динозавров и наводил ужас на всех остальных ящеров. Рост этого гиганта составлял 6 метров, а туловище – от хвоста до головы – достигало 15 метров. У этого страшного хищника были острые, как кинжалы зубы. Несмотря на огромные размеры, тираннозавр мог бегать со скоростью 30 км/ч!

№8 Компсогнат – самый маленький из всех динозавров . Этот хищник ростом с индюка питался насекомыми и ящерицами. Чтобы самому не попасть в зубы и не стать добычей более крупных собратьев, компсогнат быстро бегал – задние лапы у него были длинные и сильные.

№9 Диплодок был поистине величайшим из всех динозавров : туловище гиганта достигало 25 метров в длину и заканчивалось длинным хвостом; почти такая же длинная шея завершалась совсем маленькой головой. Питался диплодок водорослями и листвой кустарников . Чтобы защититься от врагов, он использовал мощный хвост в качестве огромного кнута и бил им нападавших. Диплодоки обитали в Северной Америке. Помимо многочисленных отдельных костей, там обнаружили один целый скелет этого динозавра

№10 Паразавролоф выглядел довольно причудливо : на голове у него имелся длинный костяной хохолок, особенно развитый у самцов. По голове паразавролофы умели различать друг друга и с её же помощью прокладывали путь через лесную чащу. Этот мирный ящер жил вблизи водоёмов и немного умел плавать.

№11 Стегозавр. У стегозавра было большое туловище и совсем крохотная голова. Чтобы защищаться от прожорливых хищников, на спине стегозавра имелись костяные пластины, которые росли в два ряда от головы до хвоста, а также четыре полуметровых шипа на конце мощного и подвижного хвоста.

№12 Трицератопс был похож на большого носорога. Это сильное животное достигало 9 метров в длину. У трицератопса был обширный костяной «воротник» - щит, которым ящер отпугивал своих противников. Голова ящера была вооружена тремя рогами : одним поменьше - на носу и ещё парой метровых – над глазами. Челюсти животного заканчивались мощным клювом.

№13 В одно время с динозаврами в морях обитали громадные, водные рептилии. Тела их были гладкими и хорошо обтекаемыми, что позволяло им прекрасно плавать.

№14 Летающих рептилий называют птерозаврами. Жили они в то же время, что и динозавры .

№15 Вымирание динозавров и многих других живых организмов было вызвано, двумя причинами. Во первых, происходило постепенное охлаждение климата, во вторых на земле произошла, какая – то, грандиозная катастрофа. Некоторые полагают, что земля столкнулась с гигантским метеоритом.

№16 Картинки с видами динозавров .

№17 Анимационный слайд.

Тематические занятия. Динозавры для детей. Часть 1.

Ваш ребенок познакомится с основными видами динозавров - хищниками и млекопитающими, такими как аллозавр, анкилозавр, диметродон, торозавр, птеранодон, плезиозавр, пахицефалозавр, велоцираптор, ихтиозавр, стегозавр, трицератопс, тиранозовр, целопис, птеродактиль, апатозавр и бронтозавр. Они также познакомяться с картинками следов динозавров и с останками динозавров. С помощью веселых рисованных карточек с дионзаврами Вы можете придумывать свои забавные истории про динозавров, рассказывать детям, кто из них чем питался, кто ходил по земле, кто плавал, а кто летал, как давно это было, откуда появлялись динозавры, где находят их останки, кто последователи динозавров и многое другое.

Динозавры для детей развивают память, логику, внимательность, мелкую моторику пальцев рук, речь ребенка, кроме того, приносят много радости детям, а главное, расширяют кругозор ребенка. Попробуйте и Вы поиграть в эти замечательные игры с динозаврами для детей.

1. Карточки - "динозавры для детей”.

Вы можете использовать по разному:

  • в качестве небольших плакатов с динозаврами для детей
  • в качестве разрезных карточек (предлагать ребенку на выбор где тот или иной динозавр)
  • распечатать 2 одинаковых варианта и предложить ребенку рассортировать разрезной вариант с напечатанным
  • в качестве игры на тренировку памяти (перевернуть карточки другой стороной и угадывать по парам динозавров)
  • составлять истории про динозавров из карточек, рассказывать о жизни динозавров и др.

2. Динозавры для детей. Игра на развитие внимательности. Здесь нужно рассмотреть и различить в каждой строчке не похожий на все остальные объект.

3. Игра на развитие логики. Здесь нужно построить логическую цепочку из динозавров и других элементов. Вырежьте заранее карточки с динозаврами и предложите малышу вставить в ячейку необходимый элемент.

4. Динозавры для детей. Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук. Здесь нужно обвести пунктирную линию и помочь динозаврам добраться до их яиц.

5. Игра с динозаврами на умение владеть ножницами. Здесь нужно разрезать по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику пальцев рук малышей.

6. Динозавры для детей - учимся сортировать динозавров по размеру на большой, средний и маленький. Монтессори игра на сортировку.

Слово «динозавр», которое переводится как «ужасный ящер», появилось в 1842 году, когда человечество только пыталось разобраться, что же это за кости такие обнаруживаются при проведении раскопок. Именно тогда зародилась наука палеонтология. История динозавров с тех пор неоднократно переписывалась, и на данный момент существует очень много версий об их происхождении, становлении и вымирании. Рассмотрим самый распространенный и сравнительно официальный вариант.

Зарождение динозавров

Попытки объяснить простым языком историю динозавров в фильме или мультфильме совершались неоднократно, однако события, предшествовавшие их появлению на нашей планете, практически нигде не освещались. Как известно, предками этих существ являются рептилии и птицы. В частности, крокодилы, существующие на данный момент, имеют больше всего схожих с древними монстрами черт. Примерно 300 миллионов лет назад, когда ящерицы в привычном нам виде уже существовали, произошло серьезное изменение климата. Тропические леса были в значительной мере уничтожены, и остатки жизни ютились в оставшихся небольших анклавах. Это дало первый толчок к огромному разнообразию видов, так как каждая популяция развивалась независимо друг от друга и старалась приспособиться к тем условиям, в которых она существовала. А они сильно отличались в разных регионах. Так появились предки динозавров, названные учеными архозаврами.

Первые виды

История динозавров, по крайней мере в том виде, в котором их представляет современный человек, началась примерно 200-245 миллионов лет назад. Точных данных об особенностях и отличиях этих существ сравнительно с более поздними образцами практически нет, но кое-что можно утверждать наверняка:

  • Они были двуногими (динозавры с четырьмя ногами появились чуть позже, хотя логично выглядела бы обратная ситуация).
  • Существа были достаточно большими, в основном их рост достигал 2-4 метров.
  • Все они были хладнокровными. Из-за этого потребность в пище, несмотря на внушительные размеры, была не слишком большой.
  • На начальных этапах развития, скорее всего, не существовало летающих видов этих ящеров.

Вообще, человечество крайне мало знает об этом периоде. Большая часть информации - это догадки и теории, основанные на различных находках и косвенных данных. Так что все могло быть совершенно иначе.

Последние динозавры

Размеры «ужасных ящеров» постепенно увеличивались, и так продолжалось примерно до конца юрского периода (это было около 145 миллионов лет назад). В середине своего цикла существования динозавры достигали огромных размеров (до 12 метров в высоту и 1 тонны чистого веса). Во время «правления» этих монстров ни один другой вид просто не мог даже условно претендовать на господство на планете. Еще позже, в меловом периоде (65 миллионов лет назад), существа начали мельчать. По некоторым данным, у них появились зачатки перьев, и даже возникли теплокровные виды. Судя по имеющейся информации, значительно сократилось количество хищников, и, соответственно, увеличилось число травоядных. В результате редкие охотники стали действительно настоящими «машинами для убийства». Они быстро передвигались, могли справиться с большинством противников, не имели недостатка в пище и справедливо считались на тот момент вершиной эволюции.

Массовое вымирание

Ситуация с исчезновением этого типа живых существ неплохо показана в мультфильме «История динозавров». Конечно, там информация больше ориентирована на детей, но активно действующие вулканы, засуха, отсутствие пищи и другие подобные проблемы действительно могли стать причиной полного вымирания доисторических властелинов планеты. По официальной версии, началось все с огромного метеорита, упавшего где-то в районе нынешней Мексики. При ударе в атмосферу поднялось большое количество пыли, резко снизившей температуру на поверхности (аналогичная ситуация называется «ядерной зимой» и может стать реальностью, если страны попытаются решить свои проблемы при помощи ядерного оружия). Попутно удар по Земле активировал дремлющие вулканы. В результате одновременное воздействие сразу нескольких факторов привело к тому, что динозавры просто не успели приспособиться и в течение короткого периода практически полностью вымерли. Скорее всего, остались отдельные особи, но выжить в новом мире, в котором появились другие доминирующие виды, они не смогли. Многие считают, что именно эта история динозавров - для детей. Якобы на самом деле все было совершенно иначе. К сожалению, в дальнейшем ученые расходятся в своих мнениях, и выдать четкую теорию о том, как всё действительно произошло, никто пока не может.

Много всего интригующего и загадочного показано в документальных фильмах «История динозавров» от научно-популярных каналов. Правда, именно документальными их назвать нельзя, так как никаких документов нет, но реконструировано все там весьма грамотно. Тем не менее с каждым годом совершается все больше открытий, радикально меняющих представление о динозаврах как таковых. Посмотрим, какие интересные факты нам открывает современная история динозавров.

  • Несмотря на то что, как считалось, динозавры были чуть ли не ошибкой природы (слишком маленький мозг, большой вес, строго ограниченный рацион и так далее), они умудрились доминировать на планете на протяжении более 130 миллионов лет. История же человека как такового, если брать более или менее разумных наших предков, в лучшем случае насчитывает 100 тысяч лет. Так что не факт, что в далеком будущем какие-то новые виды не будут считать ошибкой уже современного человека.
  • Тиранозавр, известный по многим фильмам и литературе как самый ужасный и огромный динозавр, на самом деле таковым не был. Были существа еще больше, правда, в отличие от этого хищника, они все же были не охотниками.
  • История динозавров до сих пор умалчивает, зачем вообще тиранозавру его небольшие ручки. Судя по строению скелета, дотянуться ими куда-либо он просто не мог. Еще большей загадочности придает тот факт, что у этих рук была очень хорошо развита мускулатура.
  • Пластины стегозавра применялись в первую очередь не для защиты от хищников, а для отвода тепла. То есть они играли роль природного радиатора, в одном случае остужая огромного динозавра, а в другом помогая ему более эффективно накапливать тепло, крайне важное для любого холоднокровного существа.

Итоги

История динозавров постепенно обрастает все новыми данными, часть которых противоречит друг другу или никак не вписывается в существующие теории. Например, считается, что динозавры и люди никак не могли существовать в один период истории. Хотя есть весьма интересные находки-камни, на которых древние люди достаточно достоверно изобразили взаимодействие человека и «ужасного ящера». Как все было на самом деле, пока никто сказать не может. Мы не в состоянии полностью разобраться даже в собственной истории, что уж говорить о том, что происходило задолго до появления человека как такового.

Конспект занятия для младших школьников "Путь к динозаврам"



Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, динозавры властвовали на планете.
Думаю, что Вы согласитесь, динозавры - самые удивительные из всех существ живших на нашей планете, они дo сих пoр вoлнуют вooбрaжение людей, вызывaют их oстрый интерес, особенно у детей. Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа. Дети, через разнообразные виды деятельности знакомятся и лучше узнают о времени появления динозавров, об их видах, разнообразии. Через практическую деятельность узнают о людях, которые занимаются изучением этих животных, палеонтологах.
Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: сформировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с далеким прошлым нашей планеты
-показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология"
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать воображение, память и речь.
развивать интерес к познанию природы;
поощрять самостоятельность «открытия»;
развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров.
Воспитательные:
- воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Ход занятия

1.Орг.момент
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!


2.Введение в тему
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?


У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто


(Прим . в коробочках с любым заменителем земли-манка, соль, мелкая крупа, мелкие опилки(по возможности и желанию учителя), спрятаны кости скелета динозавра или отдельные части из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, фабричного изготовления и т.п.)
-Что вы откопали? Соберите их в единое целое? Что получилось? Значит, кем мы стали на время?
3. Сообщение темы и целей.
В начале занятия я сказала, что нас ждет путешествие. Мы с вами проследим весь «Путь к динозаврам». Узнаем, какой была жизнь до появления этих древних животных, попытаемся больше и лучше познакомиться с ними.
4.Основная часть
1.Рассказ учителя
(Прим . рассказ может сопровождаться показом презентации или учитель по ходу своего сообщения дополняет картину нужными изображениями).
Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400млн лет.То тут,то там грохотали могучие вулканы,а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.


Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.


На суше все еще пустынно.скалы,песок.тишина.только прибой выбрасывает на берег водоросли,червяков,улиток – всех,кого заставала врасплох океанская волна.Они гибнут без воды под жарким солнцем.Но какие-то водоросли выжили,укоренились.И уже копошатся,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки.А океан создает первых гигантов.
Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди.Водоемы то растекались,то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот,кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
Прошло 200 млн лет с тех пор,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.


Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов,без цветов,без голосов птиц,без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.
Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры.Они еще не слишком громадны,ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля.Опасной!


На Земле,после продолжительного периода влажного тепла,начались суровае времена.Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение.Первые пустыни покрыли Землю.Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.


Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
Наверное очень хорошо,что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.
Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут.
Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

2. Динозавры.
Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos) - «страшный, ужасный» и (sauros) - «ящер».
Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.
Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.
Давайте попробуем выполнить такую же работу, подберем каждому изображенному динозавру его «имя». Игра «Найди хозяина». (Прим. на доске плакат с изображением некоторых динозавров, на учительском столе карточки с названием. Дети по желанию выбирают карточку, находят его хозяина и прикрепляют под изображением. При выборе опираются на внешний вид или строение динозавра).
«яйцекрад» -овираптор, "ужасный коготь" – дейноних, "ящер - попугай" - пситтакозавр - "трехрогая морда"-трицератопс, «крышеящер» - стегозавр, «самая большая ящерица» - ультразавр, «ящер с гребнем»-зауролоф.

"ЯЙЦЕКРАД"

"КРЫШЕЯЩЕР"

3.Исчезновение.
Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, лишь потому,
Что это их большой секрет!

В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили: - Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали. Совершенно. Сметанин А.

Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.
4. Музей
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги
мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
Нет его среди песков,
Нет среди холодных льдов,
Нет на дальних островах,
Нет его и в горах.
Встретив рыжую лису
В нашем лесу
Мы о нем спросили…
- Нет, - ответила лиса, -
-Динозавра ищите вы зря.
-Вымер, бедный, он давно.
Что нам делать, как тут быть
-Надо Вам в музей сходить!
Динозавра мы нашли
Лишь, когда в музей пришли.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.


Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Прим .можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).
5. Детеныши
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А динозаврики - у динозавра.
Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.


Динозаврики были маленькими копиями своих родителей. Они вылуплялись из яиц.


Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего... с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след вослед,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик... где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!.. Монт А.

Чтобы узнать, как выглядели майазавры, мы займемся восстановлением его облика. Ученые это делают с изучения его костей, а мы с вами сделаем следующее. Обведем рисунок по точкам, и получим полное изображение этого динозавра. (Прим . листочки с заданием подготавливаются заранее и раздаются по ходу занятия).


Игра «Детский сад».
Детский сад, детский сад!
Динозаврики шумят.
1,2,3,4,5-
Жаль, что всех не сосчитать.
Мамы за детьми пришли,
Но своих динозавриков не нашли.

Вам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. (Прим. карточки с изображением детёнышей и игровое поле с изображением силуэта взрослого на доске).


Физминутка
Динозаврику каждый день,
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

6.Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.


Но от времени он практически исчез, чтобы его увидеть, отпечаток надо прокрасить краской.(Прим . рисунок выполнен в технике «фотокопии»-рисование свечой или восковыми мелками).
Перед вами отпечаток скелета Птерозавра- «летающий ящер»,но не называйте его птицей. Летающие динозавры не были покрыты перьми,а так называемое крыло-это кожные перепонки,натянутые между конечностями.
Широко раскинув крылья
Над равниною морской.
Рассекая воздух встречный
Ловит рыбу ящер этот.
В небе он один летает,
И на землю взор бросает.
Гордый, сильный и большой
С доброю он был душой.


Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим .учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).


5.Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед! Вайнер Б.



-Какие животные вдруг стали динозаврами?
До сих пор ученые находят и продолжают изучать останки этих загадочных животных. В будущем мы получим новые знания о жизни и исчезновении динозавров.
Когда – то динозавры были,
Но это было так давно.
Теперь скелеты стоят в музее
Или увидеть можно их в кино.

Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен» Герой этого мультика, очаровательный бронтозаврик Крошки-Ножки и его друзья-динозаврики.


6.Итог. Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia