Фонд благосостояния рф. Фонд национального благосостояния россии

Фонд благосостояния рф. Фонд национального благосостояния россии

17.01.2024

Россия - страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

История ФНБ

Впервые специальный федеральный фонд, формируемый (наполняемый) за счет нефтегазовых доходов Российского государства, был основан 1 января 2004 года. Он получил полное название Стабилизационный фонд Российской Федерации, сокращенное - СФ России.

По сути новый фонд стал аккумулировать государственные финансовые активы, которыми распоряжается не парламент, утверждая федеральный бюджет, а правительство в лице Минфина.

Порядок формирования и расходования средств фонда изначально регулируется Бюджетным кодексом РФ:

  • с 2004 по 2008 год - главой 13.1, впоследствии утратившей силу;

  • с 2008 года - главой 13.2 об использовании нефтегазовых поступлений в фед. бюджет и, в частности, ст. 96.10 «Фонд национального благосостояния».

Именно 1 февраля 2008 Стабфонд РФ был реорганизован путем разделения на ФНБ и Резервный фонд РФ.


С 2008 по 2017 год включительно формирование ФНБ России производилось за счет избыточных доходов от продажи нефти и газа (если при их перечислении в Резервный фонд превышалась его нормативная величина), а также за счет доходов, извлеченных в результате управления средствами Резервного фонда. После 2010 года ставка отчисления в фонды была установлена на уровне 3.7% от , хотя в 2008 составляла 6.1%.

В начале 2018 года Резервный фонд полностью израсходован и объединен с ФНБ — теперь единый фонд получает финансирование за счет реализации на внешних рынках углеводородов и управления собственными средствами. Актуальный график объема средств фонда можно найти по ссылке http://rffx.ru/blog/tags/графики . Данные также можно найти в разделе «Статистика» на официальном ФНБ.


Обратите внимание: в то же время часть доходов, извлекаемых из управления деньгами бывшего Стабфонда, зачисляется в федеральный бюджет.

Цели фонда национального благосостояния

Согласно бюджетному кодексу РФ у наполнения и приумножения средств ФНБ тройная цель:

  1. софинансирование пенсионных накоплений россиян;

  2. покрытие дефицита федерального бюджета;

  3. обеспечение сбалансированности бюджета российского Пенсионного фонда.

Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда - тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора ().

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

Объем средств ФНБ

По официальным данным российского Минфина, за 2017 год ФНБ сжался в объеме до 3,753 триллиона рублей, или $65,15 млрд, что в национальной валюте составило 14%, в американской - 9,3%. Вообще в фонде соблюдается валютная и присутствуют четыре валюты — примерно по трети активов в долларах и евро, четверть в рублях и остаток (менее 10%) в фунтах стерлингах.

Фонд национального благосостояния на сегодня беднее не только по сравнению с 1 января 2017, но и с 1 декабря, так как в последнем месяце из фонда перечислялись деньги на сбалансирование ПФР. Кроме того, средства из ФНБ направлялись на финансирование ряда зарубежных проектов через Внешэкономбанк. Более 1/3 средств фонда представляет собой неликвидную часть, размещенную в следующих направлениях:


  • на отдельных счетах в Центробанке РФ - $15,65 млрд;

  • на депозитах во Внешэкономбанке - 222,47 млрд руб. и $6,25 млрд;

  • на депозитах в еще двух госбанках, ВТБ и Газпромбанке, предназначенных для финансирования де-юре самоокупаемых инвестпроектов, утвержденных кабмином - 164,43 млрд руб.;

  • в ценных бумагах российских эмитентов, касающихся опять же воплощения «самоокупаемых инфраструктурных проектов», - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд;

  • в привилегированных акциях банковских организаций - 278,99 млрд российских рублей.

Критика

В конце 2013 года экономисты и некоторые политики подвергли российские власти во главе с В.В. Путиным жесткой критике за решение направить часть средств ФНБ на покупку суверенного долга Украины. По соглашению, подписанному российским лидером и украинским президентом Виктором Януковичем, Россия намеревалась покупать ценные бумаги «самостийной» на общую сумму $15 млрд, в том числе $3 млрд - сразу после подписания документа. Кстати, Украина не значилась в списке государств, чьи облигации позволялось приобретать за деньги фонда, так что российскому парламенту пришлось спешно принимать поправки.

Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне - в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.


Большие вопросы вызвало также решение вкладывать деньги фонда в инфраструктурные проекты, выше названные «самоокупаемыми» в кавычках. Эксперты утверждают, что вложения в высокоскоростную дорогу Москва-Казань, новую кольцевую объездную автодорогу на территории Мособласти (ЦКАД), а также реконструкцию железнодорожных магистралей - Транссиба и БАМа - себя не окупят. Между тем не было необходимости изобретать велосипед. Вложения средств фонда после кризиса 2008 года как в рынок США, так и в российский рынок, буксовавший в 2010-14 годах, на сегодня показали бы отличную отдачу. Сравнение ФНБ с аналогичным норвежским фондом я делал . Автодороги по привычке выглядят более средством «освоения» денег и мало у кого есть сомнения, что качество этих дорог (если строительство будет доведено до конца) сильно пострадает от коррупции.

Также вызывает беспокойство реальное состояние дел Пенсионного фонда, который призваны поддержать деньги ФНБ. Кризис банковской сферы последних лет вполне может перекинуться в область пенсий — громкие процессы по хищению денег из ряда фондов уже были. Сейчас, после ликвидации Резервного фонда, многие прогнозы по будущему ФНБ пессимистичны. С сентября по декабрь 2017 года сумма в размере 165 млрд. рублей ежемесячно вливалась из ФНБ в ПФР. Это значит, что при сохранении такого темпа траншей и неизменном размере фонда национального благосостояния средств хватит примерно на два года. Будущее неизвестно, но ясно одно — понижение цены на нефть плохо отразится на фонде национального благосостояния, тогда как повышение будет ему благоприятствовать. Однако управление фондом определенно нужно улучшать, снижая сырьевую зависимость и долю рискованных проектов, тогда как ликвидная часть из депозитов лишь сдерживает, но не обгоняет инфляцию.

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2021 года составит 12% ВВП. На конец 2018 года показатель составит 3,8% ВВП, 2019 года - 7,4% ВВП, 2020 года - 10,3%, следует из материалов Минфина к проекту бюджета на 2019-2021 годы.

Минфин ожидает увеличения объема средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году - до 11,37 трлн рублей, в 2021 году - до 14,18 трлн рублей. В 2019 году фонд будет увеличен на 4 трлн рублей "в том числе за счет дополнительных нефтегазовых доходов в размере 3,92 трлн рублей и накопленной курсовой разницы в размере 85,6 млрд рублей". На софинансирование пенсий из ФНБ будет направлено 4,4 млрд рублей. В 2020 году на софинансирование пенсий будет направлено 3,7 млрд рублей, в 2021 году - 3,3 млрд рублей.

При этом в 2019-2021 годах средства ФНБ не будут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. "В 2019-2021 годах, согласно бюджетным правилам и с учетом прогноза социально-экономического развития РФ, не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ", - говорится в документе.

При этом отмечается, что на софинансирование пенсионных накоплений в 2019-2021 годах из ФНБ будет использовано 11,4 млрд рублей. В 2019 году из фонда планируется направить на эти цели 4,4 млрд рублей, в 2020 году - 3,7 млрд рублей, а в 2021 году - 3,3 млрд рублей, говорится в документе.

Объем Фонда развития

Предельный Фонда развития на 2019 год составит 410 млрд 726 млн 375,5 тыс. рублей, отмечается в проекте федерального бюджета.

Предельный объем Фонда развития в законопроекте о бюджете установлен на 2020 год в сумме 591 млрд 362 млн 585,3 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 613 млрд 92 млн 138,3 тыс. рублей.

БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


Подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов . В настоящее время на сайте Минфина размещается информация об объёме средств в каждом из фондов.

Динамика изменений

Дата В млрд. долл. США В млрд. руб.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Примечания

Ссылки

  • Динамика изменения Фонда национального благосостояния на сайте Минфина России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фонд национального благосостояния России" в других словарях:

    Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2009 года сумма резервного фонда Содержание 1 Описание 2… … Википедия

    - (англ. Sovereign wealth fund) государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.… … Википедия

    Великобритания Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Россия Фонд национального благосостояния России Национальный фонд развития здравоохранения Фонд национальной энергетической безопасности Национальный фонд… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Основная статья: Экономика России См. также статьи: Мировая рецессия конца 2000 х, Экономические реформы в России (1990 е годы). Финансовый кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению… … Википедия

    Основная статья: Мировой финансово экономический кризис В данной статье рассматривается Финансово экономический кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса. Содержание 1 Падение фондового рынка: август& … Википедия

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia