Открытка (плейкаст) «Принятие христианства армянским царем святым Абгаром V в первом веке. Исцеление царя авгаря Авгарь 5

Открытка (плейкаст) «Принятие христианства армянским царем святым Абгаром V в первом веке. Исцеление царя авгаря Авгарь 5

04.01.2024

ЛЕГЕНДА О ЦАРЕ АВГАРЕ

МЕСЯЦА АВГУСТА В 16 ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ИЗ ЭДЕССЫ В ЦАРЬГРАД

Господи, благослови, отче!

Необходимо побеседовать именно о самой благодати бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Иисусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Иисусу умоляющее послание, говоря в нем так: «Я слышал о тебе, господи, и о твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым - прозрение, хромым - возможность ходить, глухим - слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам твоим, ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал, и понял сердцем своим, что ты один из двух, сошедший с небес, и что ты - Сын божий. Слышу же и то, господи, что иудеи ропщут на тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».

Говорит Иисус Анании, посланному Авгаром к Иисусу: «Знай впредь, за то, что, не видев меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит мне взойти туда, откуда я снизошел. И вот, пошлю я к тебе одного из учеников моих - Фаддея, дабы недуг твой он исцелил».

Когда Авгар услышал такие слова, он послал писца, искусного в писании икон, в Иерусалим, дабы он написал образ Иисусов тайно на плащанице. И пришел Лука в Иерусалим, и вошел в собрание, где Иисус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Иисусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое божественное Слово. Однако тайноведец происходящее тайно сделал явным. И тотчас Иисус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара».

И вошел Лука в собрание, и отдал Иисусу плащаницу. И тотчас воды попросил Иисус и омыл пречистое и божественное свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его Иисус Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар болящий на одре шесть лет. И отправились Лука-посол с Фаддеем, неся нерукотворенный образ. И пришли они в место, называемое Иераполь, и остановились за городом в гостинице. И опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес, и встал над тем местом, где был спрятанный образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. Фаддей же и Лука быстро взяли образ Господень и отправились в путь свой. Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней. Они же, горожане, взяв этот отпечаток, понесли в город. И когда они вошли в городские ворота, вот, стали собираться слепые, хромые, бесноватые и прокаженные, кричащие и взывающие: «Иисус, Спас бога вышнего, помилуй нас!» И, прикасаясь к подобию образа Господня, получали исцеление. Когда же увидели горожане те преславное это чудо, то прославили всемилостивого бога и уверовали в святую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда же Фаддей с послом подошли к городу Эдессе и были за версту от него, появился некий хромец ползающий и, увидев апостолов господних, закричал, говоря: «Помилуй меня!» И прикоснулся апостол господень, который нес образ господень, к нему, и тотчас же вскочил хромой и побежал быстро в город впереди апостолов. И, увидев его, все горожане дивились, говоря: «Не это ли сын той вдовицы, что ползал на коленках?» Одни говорили: «Он», а другие: «Похож на него». И быстро доложили о нем князю Авгару. И он призвал его к себе и спросил его: «Кто тебя исцелил?» Ответил юноша, сказав: «Когда я был за версту от города и просил у прохожих милостыню, некий человек шел по дороге с другом. Я стал просить у них милостыню. И один из них прикоснулся ко мне, и, вскочив, я выздоровел совсем, каким ты меня и видишь». Авгар же подумал, что это - Христос, и послал множество слуг навстречу. И идя, они встретили апостолов, несущих образ Спасов нерукотворенный. И когда они пришли в палату к Авгару, где он лежал на одре немощный шесть лет, Авгар, увидев убрус, на нем образ Иисуса Христа, тотчас захотел от радости как бы привстать с одра, на котором лежал. И тут же вскочил с одра и сделался здоровым в один миг всем телом, как будто и не болел никогда. И он освободился от неисцелимых страданий, и пал пред пречистым образом, и стал с любовью класть поклоны. И потом сказал Авгар апостолу Фаддею: «Что мне следует делать?» И сказал ему апостол: «Крестись!» И он крестился в граде Эдессе с женою и с детьми, и всех, относящихся к дому его, крестил апостол. И весь город его крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пречистую же ту и чудную плащаницу, на которой образ Христов, князь Авгар повелел над вратами городскими, оборудовав почетное и хорошо сделанное место, устроить. Он отдал приказ, чтобы всякий человек, входящий в город или выходящий, сперва святому и честному образу поклонился, а потом вошел в город или вышел, написав так над ним: «Владыка многомилосердный, Христос, боже наш, надежда для всех стран света, помилуй нас, ибо в тебя веруем. Всякий, надеящийся на тебя, не ошибется в ожиданиях».

Потом же, когда прошло много лет, некий идолопоклонник стал властителем града того; он захотел божественную икону ту Христову уничтожить, поставив вместо нее бесовское изваяние мерзких идолов. Узнав об этом, епископ града того задумал замысел. Поскольку место было округлым, как бы в виде каменного свода там, где был образ Спасов, то епископ ночью, когда никто не знал, зажег светильник пред божественным образом и заложил кирпичом. Плитами и известью снаружи изображение иконы он оградил и сделал стену ровной. И поскольку невидимой стала икона, отступил от умысла нечестивый. «Почему, - сказал он, - невидимо стало такое сокровище?»

Потом же, через много лет, пришли персы и захотели взять Эдесский град штурмом. Горожане же возопили к богу со слезами, прося милости и помощи у него. И тотчас вскоре освобождение обрели. В одну из ночей Евлалию, епископу того града Эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворенный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный и горящий светильник. На кирпиче же, заложенном для сохранения иконы, другое изображение, не отличимое от первого, запечатлелось. О чудо! За столько лет светильник тот не угас, а сокровище то не было обнаружено. Когда же епископ взял пречистую икону и встал над вратами града и воздел руку вверх, держа в руке тот честной и нерукотворенный образ Христов, как будто огнем стали гонимы персы. И так пострадав, посрамленные персы отступили от града Эдесского. Одни умерли, другие были побиты.

Но была Божия воля, чтобы сей святой образ господень пребывал в славном и богохранимом граде Константинополе. Бывший тогда у власти Роман, греческий царь, послал две тысячи литр злата и десять тысяч серебра и двести сарацин, мужей знатных, к владельцу Эдесского града, чтобы он послал к нему пречистую ту икону, образ Господень, и долговременный мир он даст ему, если получит желаемое. Царь послал в Эдесский град за изумительным, и чудным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игумнов, и черноризцев, и монахов, кто же может назвать число. И придя в Эдесский град, взяли тот пречистый образ Господень, со слезами умоляя, и псалмами, и песнями взывая: «О владыко, господи, помилуй!» И когда они приблизились к греческой стране, стало известно царю и патриарху, что уже приблизились они с образом нерукотворенным. Вышел царь со всеми сановниками, и патриарх со всем клиром, и весь народ - бесчисленное множество мужчин и женщин. Покрыли море корабли со свечами и воскурениями благовонными. И когда сошлись, стали возглашать они: «Слава тебе, многомилостивый владыка, пожелавший прийти к нам, недостойным рабам твоим! Слава тебе, прещедрый господи, давший возможность нам грешным поклониться пречистому образу твоему! Слава, Христос, твоей воле, ибо устраиваешь все на пользу и для спасения рода человеческого!» И когда вошли все в город, понес патриарх над головой ковчег златой, в котором было сокровище дороже всего мира. Народ же, идущий вослед, возглашал: «Господи, помилуй!» А другие пели песнопения различные: «Христос приходящий явственно бог наш!» Иные громогласно возглашали: «Радуйся, град Константина! Вот царь, избавитель твой пришел. Не на осленке, как прежде, в Иерусалим, ныне же на пречистой иконе, желая спасти нас от заблуждения злых идолов». Многие же больные без числа исцеление обрели: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые быстрее серны стали бегать, немые заговорили, и все бесноватые исцеление обрели. Все же возглашали громким голосом: «Прими, - говорили, - град Константина, славу и радость. И ты, Роман - царь Багрянородный, царство свое упрочь!» И вошли в церковь Премудрости Божией в 16 день августа, и это сокровище честное приняли. Ему же царь, и святитель, и просто все множество с радостью поклонились и, поцеловав, положили в раке златокованой. И отсюда - светлое торжество пришествия божественному изображению богочеловеческого образа Христа, истинного бога нашего, совершая, празднуем, славу ему воссылая с Отцом и Святым Духом.

Абгар V (Авгарь) (арм. Աբգար Ե) - царь Осроены в 4 г. до н. э. - 7 г. н. э. и 13-50 гг. н. э., с прозвищем Уккама или Ухомо, то есть «чёрный». 15-й представитель осроенской династии Абгаридов, правителей Осроены, со столицей в Эдессе (Малая Азия). Осроенское царство было основано в 137 году до н. э. и было уничтожено при Каракалле в 216 году. Абгар V известен благодаря своей апокрифической переписке с Иисусом Христом.

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама - сына Арташеса, брата Тиграна II Великого. В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом. Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в 1876 году) и в различных греческих переделках.
По Евсевию, Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что его миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает по воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, продолжает Евсевий, апостол Фома послал в Эдессу Фаддея, одного из 70 апостолов, который доставил царю исцеление и распространил там христианство. При этом Евсевий не упоминает о получении Авгарем образа Христа.
Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV - началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа).

Источник и фото: http: ru.wikipedia.org

Фрагмент из «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци»

30
Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара

Около этого времени император назначил тысяченачальником над Финикией и Палестиной, Сирией и Месопотамией Марина, сы­на Сторгия. Абгар отправил к нему в город Беткубин двух своих вельмож - Мар Ихаба, бдеашха Алдзнийского, и Шамшаграма, родовладыку рода Апахуни, а с ними - Анана, доверенно­го ему человека, чтобы объяснить ему причину своего посещения Востока, предъявив запись договора между Арташесом и его братьями, и заручиться его поддержкой. Они застали его в Элевтерополе. Приняв их дружески и с почестями, он передал Абгару такой ответ: «Не опасайся императора по этому поводу; только исправно и сполна выплачивай дань».
На обратном пути они отправились в Иерусалим повидать Спасителя нашего Христа, побуждаемые молвой о чудесах, и, оказавшись их очевидцами, рассказали Абгару. Пораженный Абгар искренне уверовал, что это истинный Сын Божий, и сказал: «Это возможности не человека, а Бога, ибо никто из людей не может воскрешать мертвых, но только Бог». И так как его тело было поражено страшной болезнью, постигшей его в Персидской стра­не за семь лет до этого, и люди оказались не в состоянии выле­чить его, то он отправил ему письмо с мольбой прийти и вылечить его, в таком роде.

31
Послание Абгара к Спасителю

«Абгар, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет.
Прослышал я о тебе и о врачевании, творимом руками твои­ми без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь не­чистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми бо­лезнями. Ты даже воскрешаешь мертвых. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо ты- Бог, сошедший с небес, и совершаешь это, либо же ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слы­шал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя му­чениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих».
Посланцы, отвезшие письмо, встретили Иисуса в Иерусалиме. Об этом свидетельствует и Евангельское слово, что «из пришед­ших к нему некоторые были язычники». Поэтому услышавшие (их) не осмеливаются сказать Иисусу и говорят Филиппу и Андрею, а те передают Иисусу. Но сам Спаситель не согласился в то время прийти на призыв Абгара, а удостоил его письма в таком роде.

32
Ответ на послание Абгара, написанный апостолом Фомой по приказанию Спасителя

«Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие - уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал - прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же воз­несусь - пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вы­лечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим».
Это послание принес Анан, вестник Абгара, вместе с изобра­жением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне.

33
Проповедование апостола Фаддея в Эдессе и копии пяти писем

После вознесения Спасителя нашего апостол Фома, один из двенадцати, послал оттуда одного из семидесяти - Фаддея в Эдессу вылечить Абгара и благовествовать слово Господне. Тот, явившись, зашел в дом некоего Тубии, иудейского вельможи, по слухам - из рода Багратуни, который в свое время скрылся от Аршама и не отступился от иудейства, подобно прочим своим сородичам, а остался верен его законам, пока не уверовал во Христа. Весть о Фаддее облетела весь город; услышал Абгар и сказал: «Это тот, о котором писал Иисус» и тотчас призвал его. И стоило тому войти, как Абгару явилось дивное видение на его лике. И поднявшись с престола, он пал виц и поклонился ему. И удивились все присутствовавшие вельможи, ибо не узрели виде­ния. И сказал ему Абгар: «Действительно ли ты ученик благосло­венного Иисуса, которого он обещал прислать ко мне сюда, и можешь ли ты излечить мою болезнь?» И Фаддей ответил ему: «Если уверуешь во Христа Иисуса, Сына Божьего, дастся тебе желание сердца твоего». Абгар сказал ему: «Я уверовал в него и в Отца его. Поэтому я пожелал прийти со своим войском и истре­бить иудеев, распявших его, но был остановлен римскими вла­стями».
После этих слов Фаддей принялся благовествовать ему и горо­ду его и, положив руку на него, исцелил его и подагрика Абдиу, правителя города, почитаемого во всем царском доме. Исцелил также всех больных и недужных в городе. И уверовали все и крестились сам Абгар и весь город. Заперли двери храмов идо­лов, а их изображения, стоявшие на алтаре и столпе, плотно при­крыли тростником. Хотя никого не принуждали к принятию веры, число уверовавших с каждым днем умножалось.
Апостол Фаддей крестит некоего мастера по шелковым го­ловным уборам и, дав ему имя Аддэ, рукополагает духовным главой Эддесы и оставляет вместо себя при царе. Сам же берет у Абгара грамоту, (предписывающую) всем внимать Евангелию Христа, и прибывает к Санатруку, сыну сестры царя, который управлял нашей страной и войсками. Абгар же с готовностью написал письмо императору Тиберию в таком роде:

Письмо Абгара Тиберию

«Абгар, царь Армении, господину своему Тиберию, императору римскому, (желает) радости.
Знаю, что ничто не остается скрытым от твоей царственности, но, как друг, сообщаю тебе письмом дополнительные сведения. Иудеи, живущие в Палестинских областях, собравшись, распяли Христа без какой-либо вины с его стороны, вопреки благодеяниям, кои он совершил для них, знамениям и чудесам, вплоть до воскре­шения мертвых. И знай, что это не просто человеческая, но божест­венная сила. Ибо когда его распяли, было затмение солнца и землетрясение и сам он через три дня воскрес из мертвых и явился многим. Да и теперь повсюду имя его через учеников его творит величайшие чудеса; это воочию было явлено и нашей соб­ственной особе. Итак, после того что произошло, твоя царствен­ность знает, что именно надо предпринять в отношении иудейско­го народа, который свершил такое, и что написать всему свету, чтобы они поклонялись Христу как истинному Богу. Будь здоров».

Ответ Тиберия на послание Абгара

«Тиберий, император римский, Абгару, царю Армения, (жела­ет) радости. Твое дружеское послание прочли передо мной; при­ми нашу благодарность за него, хотя и раньше нам приходилось слышать о Христе. Пилат в свою очередь досконально рассказал нам о его знамениях, как и о том, что после воскресения его из мертвых многие убедились, что он Бог. Поэтому я и сам пожелал сделать то же, что ты замыслил. Однако у римлян в обычае при учреждении (нового) божества не ограничиваться одним только царским указом, но прежде подвергать его испытанию и рассмо­трению со стороны сената. Поэтому я внес предложение в сенат, но сенат отклонил его, поскольку дело не было предварительно рассмотрено. Однако мы повелели, чтобы все, кому угоден Иисус, могли включить его в сонм богов, и пригрозили смертью тем, кто станет злословить о христианах. Что же до иудейского народа, ко­торый дерзнул распять того, кто, как я слышал, был достоин не креста и смерти, но почести и поклонения, то, как только я осво­божусь от войны с восставшими против меня испанцами, я рассле­дую (дело) и воздам им должное».

Абгар вновь пишет послание Тиберию

«Абгар, царь Армении, господину своему Тиберию, императо­ру римскому, (желает) радости.
Прочел я послание, достойное твоей царственности, и обра­довался твоему заботливому повелению. Но, да не во гнев будет тебе сказано, поступок твоих сенаторов весьма смехотворен, ибо в их представлении божество должно учреждаться посредством людских толков. Итак, получается, что если Бог не будет угоден человеку, то он не может быть Богом, и человеку якобы подобает заступаться за Бога. Но да будет твое, господина моего, благово­ление на то, чтобы послать в Иерусалим другого человека вместо Пилата, дабы он с позором был отстранен от должности, на кото­рую ты его назначил. Ибо он исполнил волю иудеев и распял Христа без оснований, без твоего приказа. Желаю тебе здравствовать».
Написав это письмо, Абгар поместил его копию, как и копии прочих писем, в своем архиве. Написал он также Нерсеху, царю Ассирии и Вавилона.

Письмо Абгара Нерсеху

«Абгар, царь Армении, Нерсеху, сыну своему, (желает) радо­сти.
Я прочел твое приветственное послание и освободил Пероза от оков, и простил ему его вину. Если тебе угодно, можешь на­значить его правителем Ниневии, как ты желаешь. Относительно же того, что ты писал мне, мол, пришли мне врача, который тво­рит знамения и проповедует иного Бога, что превыше огня и воды, чтобы я узрел и услышал его, то это был не врач с человеческим искусством (врачевания), а ученик Сына Бога - творца огня и воды. Ему выпал жребий быть посланным в армянские области. Но один из его главных сотоварищей, по имени Симон, послан в персидскую сторону; поищи, и ты послушаешь его, и ты, и твой отец Арташес. Он и излечит вас от всех болезней и укажет вам жизненный путь».
Кроме этого, Абгар написал также Арташесу, царю Персии, следущее:

Письмо Абгара Арташесу

«Абгар, царь Армении, Арташесу, брату своему, царю Персии, (желает) радости.
Знаю, что ты уже слышал об Иисусе Христе, Сыне Божьем, коего распяли иудеи и который воскрес из мертвых. Он разослал своих учеников по всему свету учить всех. Один из главных его учеников по имени Симон, находится в пределах твоего государ­ства Итак, поищи и найдешь его, и он полностью излечит всех вас от ваших недугов и болезней и укажет вам жизненный путь. Да уверуешь его слову ты и братья твои и все, кто добровольно подчиняется тебе. Ибо приятно мне, чтобы мои сородичи по плоти стали бы родными и близкими мне также по духу».

И не успев получить ответы на эти послания, Абгар умирает, процарствовав тридцать восемь лет.

[Авгар; сир. , букв.- хромой; греч. ̀ρδβλθυοτεΑβγαρος, Αὔγαρος], династическое имя ряда правителей Осроены . Это небольшое эллинистическое гос-во в Сев. Месопотамии со столицей в Эдессе (сир. Урхой, совр. Урфа на юго-востоке Турции) было основано, по преданию, араб. кочевым племенем оррои (осрои) при распаде державы Селевкидов (ок. 132 г. до Р. Х.) и просуществовало до III в. по Р. Х. Правившая в Эдессе династия рано соприкоснулась с христианством и сыграла важную роль в истории Древней Церкви. Из 28 осроенских правителей 10 носили имя А. Наиболее известны из них А. V и А. VIII.

Авгарь V бар Ману Уккама

[сир. - черный] (правил с 4 г. до Р. Х. до 7 г. по Р. Х. и в 13-50). Согласно Тациту , «арабский царь Авгарь» (rex Arabum Acbarus) принял активное участие в развернувшейся в 49-50 гг. борьбе за престол Парфии , поддержав царя Готарзеса против рим. ставленника Мехердата (Ann. XII 12-14). Прокопий Кесарийский приводит также предание о длительном пребывании А. У., «умнейшего человека своего времени», при дворе имп. Августа в Риме и рассказывает о хитрости, к к-рой он прибег, чтобы вернуться на родину (Войны. II 12. 8-20). Именно А. У. традиция считает первым христ. правителем Осроены, относя тем самым появление христианства в месопотамском регионе к апостольским временам. С его именем связано неск. древнехрист. апокрифических преданий, из к-рых наиболее известна «Переписка Авгаря с Иисусом Христом», первоначальный оригинал к-рой не сохранился. Она известна из 2 основных источников: греч. перевода сир. документов из архивов Эдессы, сделанного ок. 303 г. Евсевием Кесарийским (Церк. ист. I 13), и более пространного сир. сказания нач. V в., известного как «Учение Аддая апостола». Согласно Евсевию, топарх А. У. отправил гонца Ананию («царский табуларий Ханнана» в сир. версии) с письмом к «Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских» (ср. Мф 4. 24), в к-ром писал, что услышал о Его великих чудесах и исцелениях, творимых «без лекарств и трав» и уверовал, что Он - «или Бог, сошедший с небес... или Cын Божий», и просил посетить Эдессу и исцелить его от страданий. Зная о неприязненном отношении к Иисусу Христу иудеев, А. У. приглашал Его поселиться в своем «маленьком, но очень почтенном» городе. В ответе, переданном с тем же Ананией, Спаситель говорит А. У.: «Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня» (ср. Ин 20. 29). Далее Он объясняет, что не может прибыть к А. У., ибо «должен исполнить здесь все, ради чего послан», и затем вознестись к Пославшему Его (ср. Ин 16. 5; 17. 4). По вознесении же Христос обещает прислать одного из учеников, чтобы исцелить А. У. и «даровать жизнь» ему и его людям. Далее Евсевий приводит рассказ о прибытии в Эдессу Фаддея , ап. от 70 (в сир. версии - Аддая , ап. от 72), к-рый, убедившись в твердой вере А. У., исцелил царя и множество граждан Эдессы, а затем обратил в христ. веру весь подвластный А. У. народ. События эти датированы у Евсевия 340-м, а в «Учении Аддая апостола» - 343 г. эры Селевкидов (29 и 31 г. по Р. Х.).

Источниковедческий анализ свидетельствует о том, что первая лит. запись предания действительно принадлежала к документам эдесского «архива царей» (летописного свода, ведшегося при дворе осроенской династии) и была сделана в нач. III в. Впосл. первоначальный вариант подвергся изменениям и дополнениям, в частности связанным с почитанием ап. Фомы , к-рому более поздняя традиция (сер. III в.) приписывала Крещение Эдессы (уже у Евсевия ап. Фаддей выступает как посланник Фомы). Подлинность «Переписки Авгаря и Христа» еще в древности вызывала сомнения, и в 494 г. папа Геласий I включил ее в перечень апокрифических книг (Decretum Gelasianum // Mansi. T. 8. Col. 152, 169-170). Тем не менее это предание широко распространилось в христ. мире и существовало в переводах и различных лит. обработках на многих языках, видоизменяясь и развиваясь в зависимости от исторических обстоятельств и лит. вкусов. Уже в V в. с сир. версии был сделан арм. перевод, к-рым пользовался историк Мовсес Хоренаци , называвший А. У. «Аваг-айром, царем армянским» (История Армении. II 26-34). Сир. текст предания или его араб. перевод включали в свои хроники многие ближневост. летописцы - Иешу Стилит , Агапий Манбиджский , Яхья Антиохийский , Михаил Сириец , Бар Эбрей и др. Известны его древние переводы на лат., англосаксонский, дат. и др. европ. языки. Одновременно легенда продолжала бытовать и в устной форме. Жители Эдессы считали свой город неприступным на основании некоего обетования, данного Христом в ответе А. У. (Прокопий. Войны. II 12. 20-30); текст переписки был начертан на городских воротах в качестве апотропея, о чем сообщает и галльская паломница Эгерия , посетившая Эдессу в 384 г. (Egeriae peregrinatio. 17, 19). В течение многих веков фрагменты писем многократно переписывались (на папирусе, камне, керамике) и благоговейно хранились верующими как святыни, оберегающие от злых сил (см. Абагар).

Основной сюжет о чудесном исцелении иноверного царя и обращении его в христианство (впервые встречающийся в предании об А. У. и ставший затем весьма популярным в христ. лит-ре) позднее включил в себя ряд дополнительных эпизодов, из к-рых самым известным является предание о Нерукотворном Образе Спасителя. В ранних вариантах сказания посланец А. У. Ханнана рисует красками образ Иисуса, но в VI в. в греко-визант. лит-ре появляется новый мотив о нерукотворном происхождении образа: Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей (см. Убрус), на к-рой чудесным образом запечатлелся его лик. Этот образ был доставлен А. У. и считался наряду с письмом Христа святыней, охранявшей Эдессу от врагов. Позже появляется предание об образе, чудесно возникшем на кирпиче (чрепии), под к-рым хранилась замурованная в стену города икона Христа. Впервые предание о Нерукотворном Образе встречается у визант. церковного историка сир. происхождения Евагрия Схоластика (кон. VI в.), дополняющего рассказы Евсевия и Прокопия известием о чудесном избавлении Эдессы от персид. осады 544 г. при помощи «Богозданного Нерукотворного Образа, присланного Христом к Авгарю» (Церк. ист. IV 27). В дальнейшем в визант. лит-ре предание о Нерукотворном Образе даже оттесняет на второй план легенду о переписке А. У. и Христа. Его использует прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (IV 16), он включен в греч. «Деяния апостола Фаддея» (кон. VI - нач. VII в.), «Повесть имп. Константина Багрянородного о Нерукотворном Образе» (сер. Х в., сохранилась в сборнике Симеона Метафраста) и «Послание Авгаря» (после 1032). Появление 2 последних произведений связано с военными успехами Византии на Востоке. В 944 г. визант. император выменял эдесский Нерукотворный Образ на 200 пленных мусульман; реликвия была торжественно доставлена в К-поль, в честь чего установили особый церковный праздник - Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (16 авг.). В 1032 г. Эдесса была присоединена к Византии и текст переписки А. У. и Христа также был торжественно перенесен в столицу империи. Впосл., во время смуты 1195 г., эта реликвия была утрачена; та же судьба постигла Нерукотворный Образ при захвате К-поля крестоносцами в 1204 г.

Визант. традиция была воспринята болг. и славяно-рус. лит-рой. В болг. «Компиляции апокрифов попа Иеремии» (кон. IX - нач. X в.) автором Образа назван евангелист Лука. История с изображением Спасителя использовалась болгарами в полемике против еретиков-богомилов. На Руси предание стало известно с XI в., его варианты включались в Минеи под 18 окт. (пам. св. ап. Луки) и под 16 авг. (Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя). По одной из версий, Спаситель Сам изобразил Себя на Убрусе. История Образа включена в «Соловецкий торжественник» (XII в.), Соловецкий сборник (XVI-XVII вв.), особая версия в ркп. XIII в. (РГБ. F. n. I. 39). Последний этап обработки легенды относится к XVII-XVIII вв., когда свт. Димитрий Ростовский собрал все ее варианты в своей Минее.

Имя А. У. вошло в гимнографическую традицию: службы в праздник Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя (« » - Стихира на «Слава»: на «Господи воззвах», 16 авг.) и в день памяти св. ап. Фаддея - 21 авг. (« » - 2-й тропарь 3-й песни канона утрени).

Хотя достоверность предания о переписке А. У. оспаривается большинством ученых (лишь немногие, напр. Й. Ниршль, отстаивают ее подлинность), в ее основе, возможно, лежат реальные факты, связанные с распространением христианства в Осроене. Вполне вероятно, что первые христ. общины существовали здесь и до нач. 90-х гг. II в., когда о них упоминает Евсевий (Церк. ист. V 23. 4). Впрочем, археологические свидетельства первых 2 веков по Р. Х. не позволяют говорить о Крещении правителей эдесской династии: в частности, на монетах их тиару украшает эмблема языческого астрального культа - полумесяц и 3 звезды. Лишь в нач. III в., в правление Авгаря VIII бар Ману, Осроена становится первым в мире христ. гос-вом.

Авгарь VIII бар Ману

первый исторически достоверный христ. правитель Эдессы(177-212). Его, так же как и Авгаря V Уккаму, иногда называли Великим, что усугубило путаницу в позднейших исторических сочинениях. Рим. историк Дион Кассий (Hist. LXXV 1) сообщает, что во время гражданской войны в Римской империи между Песценнием Нигером и Септимием Севером , А. М. вместе с царем соседней Адиабены при поддержке Парфии восстал против Песценния и захватил г. Нисибин . После победы Севера оба правителя отправили в Рим посольство с заверениями в лояльности, но отказались вернуть захваченные крепости и настаивали на выводе рим. войск из Месопотамии. В ответ Север начал масштабное наступление на Востоке (194-195); Осроена была оккупирована и превращена в рим. провинцию. Однако смуты в Галлии вынудили императора отбыть на Запад, и он даже вернул власть в Осроене А. М., к-рый в знак преданности принял рим. имя - Луций Элий Септимий. В 197-199 гг. война на Востоке возобновилась, Септимий Север достиг парфянской столицы, но не пытался закрепиться на захваченных территориях; Осроена осталась под властью эдесской династии, но независимость ее была призрачной - со всех сторон она была окружена рим. провинциями.

В это время (как считают, после 202 - начала гонений на христиан в Римской империи) А. М. предпринял попытку опереться на христианство как на силу, равноудаленную от Рима и Парфии и способную утвердить самостоятельность и самобытность Эдессы. Христианство было объявлено государственной религией, а языческие культы объявлены вне закона. Оформилась местная церковная орг-ция - первый епископ Эдесский Палут был рукоположен Антиохийским Первосвятителем Серапионом (до 202 - после 211). О христ. симпатиях А. М. свидетельствует встречавшийся с ним Юлий Африкан ; близким другом царя был раннехрист. философ и ученый Бардесан Эдесский . Именно тогда, в общем русле утверждения христианства в Осроене, и могло быть впервые письменно зафиксировано предание о переписке Авгаря Уккамы с Христом и миссии ап. Аддая, что должно было подчеркнуть древность христианства на земле Эдессы. По преданию, сын Авгаря Уккамы отступил от Христовой веры и вернулся к язычеству, что объясняло необходимость повторной христианизации Осроены. Вскоре после смерти А. М. имп. Каракалла вызвал к себе правившего тогда в Эдессе Авгаря IX и задержал в Антиохии (214 или 216); Эдесса была превращена в рим. колонию, и христианство потеряло там свой привилегированный статус; спустя век оно восторжествовало уже во всей Римской империи.

Ист.: Евсевий . Церк. ист. I 12-13; II 1; Alichan L . Lettre d"Abgar: Histoire de la conversion d"Édesse et de la correspondance d"Abgar avec le Christ. Venise, 1868 [арм. версия]; Phillips G . The Doctrine of Addai, the Apostle. Nоw First Edited in a Complete Form in the Original Syriac. L., 1876 [с англ. пер.]; Acta АА. Т. 1. P. 273-278 [греч. «Деяния ап. Фаддея»], 279-283; Giversen S . // Acta Orientalia. 1959. P. 71-82 [копт. пер.]; Bauer W . The Abgar Legend // New Testament Apocrypha / By E. Hennecke; Ed. W. Schneemelcher. Phil., 1963. Vol. 1. P. 437-444; Labubna bar Sennak . The Teaching of Addai / Ed. G. Howard. Ann Arbor, 1981; Мещерская Е. Н . Легенда об Авгаре - раннесирийский литературный памятник. М., 1984; она же . Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 75-152; Иисус Христос в документах истории / Сост., ст. и коммент. Б. Г. Деревенского. СПб., 1998. С. 426-442.

Лит.: Катанский А. Л . Сказания о Нерукотворенном Образе Спасителя // ХЧ. 1874. № 3; Lipsius R. A . Die edessenische Abgar-Sage kritisch untersucht. Braunschweig, 1880; Gutschmid A. von . Untersuchungen über die Geschichte des Königreichs Osroëne // Mémoires de l"Académie impériale des Sciences de S. Pétersbourg. Sér. 7. 1887. T. 35/1; Tixeront L.-J . Les origines de l"Église d"Édesse et la légende d"Abgar: Étude critique suivie de deux textes orientaux inédits. P., 1888; Dobsch ü tz E. von . Christusbilder: Untersuchungen zur christlichen Legende. Lpz., 1899. (TU; 18); idem . Der Briefwechsel zwischen Abgar und Jesus // ZWTh. 1900. Bd. 43. S. 422-486; Runciman S . Some Remarks on the Image of Edessa // CHJ. 1931. Vol. 3. P. 238-252; Пигулевская Н. В . Города Ирана в раннем средневековье. М.; Л., 1956; она же . Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Devos P . Égérie à Édesse: S. Thomas l"Apôtre. Le Roi Abgar // AnBoll. 1967. T. 85. P. 381-400; Segal J. B . Edessa, «The Blessed City». Oxf., 1970. р. 9-19, 62-81; Drijvers H. J. W . Cults and Beliefs at Edessa. Leiden, 1980; Desreumaux A . Histoire du roi Abgar et de Jésus. Brepols, 1993.

Е. Н. Мещерская, К. А. Панченко

Давно хотел написать подобный пост, но френд Руслан Давидов опередил.

Когда уважаемые армяне рассказывают вам, что Армения - первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, это, мягко говоря, неправда. Первым в мире христианским государством стала ассирийская Осроена (по ассирийски Бет - Осройо ) во главе с царём Абгарем V Уккамой , с чьим именем связана история о Нерукотворном Образе Иисуса Христа . Даже историки, скептически относящиеся к рассказу церковного историка Евсевия Кесарийского, относят христианизацию Осроены ко временам Абгаря IX Великого , правившего веком ранее крещения армянского царя Тиридата Великого.

Армянская фреска с изображением св. Абгара

Разоблачению этого мифа и посвящен пост Руслана Давидова. Оригинал .

Миф об армянстве ассирийского царя Абгара Укамы, который по церковному преданию первым из царей принял христианство, свое начало берет от Мовсеса Хоренаци, как его еще называют - Геродот армянской истории. В его труде "История Армении" царь Аршам назван отцом Абгара.

Но история знает двух царей Армении с именем Аршам. Это
Аршам I (ок. 240 до н. э.), который первым из армянских царей стал чеканить монеты и его преемник Аршам II (ок. 230 до н. э.). Как видим оба царя жили за два столетия до царя Абгара и, как минимум близких родственных связей иметь не могли.

Дело в том, что Мовсес Хоренаци имя Аршама связал с царем Абгаром по недоразумению:

« Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Черный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн - «черный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», т. е. Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы предшествовал Аршам. К этому, однако, мы должны добавить, что имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имен армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший городя Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. »

****
«В работах Ю. Веселовского (1900 г.)58 и Гарегина Левоняна (1941 г.)1 театр в Северной Месопотамии рассматривается как армянский античный: театр, а сам Абгар Укамо — как армянский царь, один из преемников Тиграна и Артавазда.
Леон Калантар в рецензии на книгу Гарегина Левоняна справедливо возразил против этой точки
зрения, указав, что Абгар давно уже признан сирийцем, а его театр — явление сирийской культуры1. »

В недавно обнаруженом месте погребения царской династии в Замке Урфы (Эдессы) содержится надпись на ассирийском языке «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы»
http://www.bnetha.org/news/2016-07-10-267

Примечательно, что в надписи он назван царем Эдессы, а не Армении, как у Мовсеса Хорненаци.

13:10 — REGNUM

…"33-й год по Рождеству Христову — Принятие Христианской веры армянским царем Абгаром». В этой дате сокрыто много удивительного. Даже многие из тех, кто воочию видел Спасителя и творимые Им чудеса, сомневались в истине Его учения. В то же время царь далекой страны принимает учение Христа в год Его распятия. Как же мог Абгар узнать о происходящем? Что же вселило в него уверенность в непогрешимой истинности незнакомого ему учения? В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к епископу Армянской Церкви, историку V века святому Мовсесу Хоренаци.

Мовсес Хоренаци об Абгаре, сыне Аршама

В своей «Истории Армении» Мовсес Хоренаци рассказывает о том, как армянский царь Абгар услышал об Иисусе Христе и его чудесах.

Вельможи царя Абгара (Авгара) были посланы в город Беткубин (или Элевтерополь — город в Иудее, в 40 км к юго-востоку от Иерусалима) для разрешения государственных дел.

«На обратном пути, — пишет Мовсес Хоренаци, — они отправились в Иерусалим повидать Спасителя нашего Христа, побуждаемые молвой о чудесах, и, оказавшись их очевидцами, рассказали Абгару. Пораженный Абгар искренне уверовал, что это истинный Сын Божий, и сказал: «Это возможности не человека, а Бога, ибо никто из людей не может воскрешать мертвых, но только Бог». И так как его тело было поражено страшной болезнью, постигшей его в Персидской стране за семь лет до этого, и люди оказались не в состоянии вылечить его, то он отправил ему письмо с мольбой прийти и вылечить его…»

Абгар, видимо, не имея возможности самому идти в Иудею, послал эту просьбу Господу Иисусу, умоляя Его прийти к нему в Эдессу. Не будучи уверенным, что просьба будет исполнена, Абгар отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; царь желал иметь хотя бы ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Иисуса Христа; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху.

Историк приводит текст послания царя Абгара к Спасителю:

«Абгар, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет.

Прослышал я о тебе и о врачевании, творимом руками твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Ты даже воскрешаешь мертвых. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо ты — Бог, сошедший с небес, и совершаешь это, либо же ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих».

Посланцы, доставившие письмо, встретили Иисуса в Иерусалиме. Ответом на послание Абгара стали слова Спасителя, записанные апостолом Фомой:

«Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие — уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал — прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же вознесусь — пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим».

Вместе с письмом Анания передал царю Абгару изображение Спасителя, чудесным образом возникшее у него на глазах: «Господь приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом (сложенная вчетверо материя). И — о чудо! — простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Господь, отдавая это изображение Анании, сказал: «Неси, отдай пославшему тебя».

Мовсес Хоренаци указывает, что «изображение Лика Спасителя хранится в городе Эдессе».

Царь Абгар, именуемый Уккама, или Ухомо, что означает «черный», согласно хроникам, дважды правил Осроенским царством в армянской части Северной Месопотамии со столицей в Эдессе (современный Шанлыурфа на юго-востоке Турции; до 1993 г. — Урфа): впервые с 4 года до Р.Х. по 7 год по Р.Х., а вслед за тем с 13 по 50 год.

Осроенское царство было основано в 137 году до Р.Х. и прекратило свое существование в 216 году по Р.Х. Царь Абгар V из династии армянских Аршакидов, племянник Тиграна Великого, пятнадцатый правитель царства, приобрел известность в IV веке, когда Евсевий Кессарийский в Эдессийском архиве обнаружил сирийский документ, свидетельствовавший о переписке его с Иисусом Христом.

Свидетельство Евсевия Кесарийского

В своей «Церковной истории» епископ Кесарии палестинской пишет о царе Абгаре, «который славно правил народами за Евфратом и страдал страшной и человеческими средствами не излечимой болезнью» и «как только услышал об имени Иисуса и его деяниях, многократно всеми свидетельствуемых, сейчас же послал письмоносца, прося избавления от болезни».

Приводит епископ и письмо, «написанное Авгаром-топархом (правителем страны, округа. — М. и Г.М.) Иисусу и посланное ему через Ананию-гонца в Иерусалим»:

«Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых — ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь… И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».

В «Церковной истории» нашел место и ответ «Иисуса через Ананию-гонца топарху Авгару»:

«Блажен ты, уверовавший в Меня, не увидев Меня, ибо написано обо Мне: увидевшие Меня не уверуют в Меня, а не видевшие Меня, те уверуют и будут жить. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, то должно Мне все, для чего Я послан сюда, исполнить, и после исполнения Я буду взят к пославшему Меня, и, когда Я буду взят (вознесен), пошлю тебе кого-либо из Моих учеников, чтобы излечил твою болезнь и жизнь тебе и всем, кто с тобой, предоставил».

Откровения Якова Лорбера

В 1844 году немецким мистиком Яковом Лорбером была опубликована «Переписка Иисуса с Абгар Уккама, князем Эдесским». Приводим отрывки из его труда (перевод с немецкого языка Л.П. фон Оффенберг, 1940 г., Женева; издательство Lorber-Verlag, Германия).

Первое обращение Абгара к Господу:

«Абгар, царь Эдесский — Иисусу-Целителю, появившемуся в окрестностях Иерусалима, Слава!

Я слышал о Тебе и об исцелениях, совершаемых Тобою без трав и снадобий; ибо ходит молва, что слепых Ты делаешь зрячими, хромых — ходячими, очищаешь прокаженных, изгоняешь бесов, исцеляешь неизлечимые недуги и даже воскрешаешь мертвых.

И после того, как услышал о Тебе все это, пришел я к заключению, что одно из двух предположений должно быть верным: либо Ты — Бог, Сошедший с небес, либо, Совершающий подобные дела, Ты должен быть, по крайней мере, Сыном Всемогущего Бога.

Поэтому я пишу Тебе и прошу Тебя: соблаговоли прийти ко мне и исцелить меня от моего недуга.

Также слышал я, что иудеи замышляют недоброе против Тебя. Я владею небольшим, но вполне благоустроенным государством, и места там достаточно для нас обоих.

Поэтому приходи ко мне, мой высокочтимый Друг Иисус, и оставайся жить в моей столице, где все будут носить Тебя на руках и в сердцах своих.

Ожидаю Тебя с величайшим нетерпением в сердце!

Послано с верным гонцом и слугою моим Брахом».

Первый ответ Господа:

«Блажен ты, Абгар! Ибо имеешь Веру, не видав Меня! Как сказано в Писании обо Мне: «Видевшие не уверуют в Меня, дабы не видевшие Меня уверовали и унаследовали Жизнь

Что же до твоего письма, в котором просишь ты Меня прийти к тебе, из-за преследования иудеев, — скажу тебе следующее: надо, чтобы все, ради чего пришел Я на землю, исполнилось со Мной в местах сих.

Истинно говорю тебе: приближается время, когда сбудется со Мной Все, согласно Писанию, после чего Я вернусь к Тому, от Которого Я исшел от Вечности.

Имей терпение с твоим легким недугом.

Как только Я буду в небесах — Я пошлю тебе Моего ученика, и он поможет тебе и даст истинное исцеление тебе и всем твоим».

Написано Иаковом, учеником Господа, вблизи Назарета, и вручено Браху, гонцу и слуге царя Эдесского.

Вскоре по получении Абгаром письма от Господа тяжко заболел старший сын и наследник царя. Все лекари Эдессы объявили его недуг неизлечимым. Это повергло Абгара в полное отчаяние, и в своем горе написал он второе письмо Спасителю.

Второе обращение Абгара к Спасителю:

«Абгар, несчастный князь Эдесский, — Иисусу — доброму Целителю.

Честь и слава Господу!

Иисусе, добрейший Спаситель!

Мой старший сын и наследник — лежит при смерти. Он так радовался вместе со мной возможному Твоему прибытию в наш город. Злая горячка уложила его и грозит ежеминутно его унести.

Я же знаю от моего слуги, что таких больных Ты исцеляешь даже на расстоянии — без всякого снадобия, но лишь силою Твоей воли.

Иисусе Спаситель! Ты, Который воистину Сын Всевышнего Бога, — исцели моего сына! Он так возлюбил Тебя, что готов пожертвовать жизнью для Тебя. Вымолви одно слово, и Твоя всемогущая Воля исцелит его.

Иисусе! Спаситель! Умоляю Тебя: спаси, спаси, спаси моего сына сейчас и не откладывай этого до после возвещенного Тобою Вознесения Твоего. Ведь я тоже болен.

Написано в столице моей Эдессе. Переслано с тем же верным слугой».

Второй ответ Господа:

«Абгар! Велика твоя вера, и это одно исцелило бы твоего сына; но оттого, что нашел Я у тебя больше, нежели во всем Израиле, — сделаю и Я больше для тебя, чем ты думаешь!

Хотя потеряешь ты сына своего в этом видимом мире, но духовно зато обогатишься стократ!

Из-за этой истинной, внутренней, основанной на великой Вере Любви к Господу приходится терять телесно «в этом видимом мире» самое дорогое! Но духовно такая Любовь обогащает стократ — в вечном царстве Господнем!

Кому из нас не приходилось с этим встречаться?! Да, если мы посвящаем себя целиком Господу и Царствию Его Небесному, то «телесно» много теряем в мире; ибо нельзя служить двум господам сразу.

Если мы хотим достичь Вечного и Непреходящего, мы не должны цепляться за проходящее и бренное…»

В конце своего письма Спаситель упоминает, что в город Абгара на днях должен прийти бедный странствующий юноша: «Прими его, и этим ты порадуешь мое сердце».

Третье обращение Абгара к Господу:

«Абгар, ничтожный князь Эдесский — Иисусу-Спасителю, появившемуся в окрестностях Иерусалима, Вечная Слава!

… Глядя же на своего больного сына, который любит Тебя все больше и больше с каждым днем, я невольно тоже затосковал по Тебе более прежнего. Прости, что пишу Тебе об этом. Ведь я знаю, что все наши мысли известны Тебе раньше нас, но, несмотря на это, пишу Тебе все — как человеку вообще.

Делаю это по совету того юноши, которого Ты мне поручил. Он уже у меня, и он сказал мне, что так обращаются к Тебе все, кто имеет просьбу к Тебе. Также узнали мы от него, что он видел Тебя. Говорит он связно, а главное — умеет образно рассказывать и описывать.

И, к великой радости моего сына, который еще жив, хотя очень слаб, этот юноша рассказал нам о Тебе, так подробно и ясно описав нам Твой облик, что мы словно увидели Тебя, стоящего, как живого, перед нашими глазами.

В моей столице живет один известный живописец. Я его призвал, и со слов юноши он тут же нарисовал Твой поясной портрет.

Лик поразил нас, но, когда юноша заверил, что Ты, Господи, именно так и выглядишь, — радость наша была безгранична.

Пользуюсь случаем, чтобы, вместе с этим письмом передать Тебе через моего гонца и Твой портрет. Прошу Тебя: выскажи посланцу Твое мнение относительно сходства с Тобой.

Иисусе, Спаситель рода человеческого! Не сердись на меня за это! Ибо не любопытство побудило нас так поступить, но лишь безграничная Любовь к Тебе и безмерное желание иметь хоть что-нибудь, могущее дать нам понятие о Твоем облике и Твоей внешности…

Помяни нас, Господи, в сердце Твоем!

Да будет для нас Твоя Святая Воля!»

Третий ответ Спасителя:

(Посланный 10 дней спустя с тем же гонцом)

«Возлюбленный сын Мой Абгар! Прими Мое Благословение, Мою Любовь и Мою Милость!

Часто говорю Я здесь в Иудее тем, которых Я избавил от всевозможных недугов: «Это сделала тебе Вера твоя», — но еще никого не спросил Я: «Любишь ли ты Меня?» — и никто еще не сказал Мне из глубины своего сердца: «Господи! Я люблю Тебя!»

Ты же, не видя Меня, уверовал, что Аз есмь Единый Бог, и ныне ты любишь Меня, как уже давно возрожденный из пламени Моего Духа.

Абгар! Абгар! Если бы ты только знал — если бы ты был только в состоянии понять, до чего ты Мне дорог и какая ты радость для Моего отцовского сердца! Бесконечное блаженство могло бы тебя уничтожить, так как не смог бы ты этого пережить!

Впредь же оставайся стойким, несмотря на то, что ты услышишь обо Мне от иудеев, преисполненных злобы, которые вскоре предадут Меня в руки палачей!

Если же ты это услышишь и все-таки не усомнишься во Мне, — тогда, после сына твоего, ты будешь первым, который духовно примет живое участие в Воскресении Моем после смерти!..

И это сохрани в сердце твоем, пока не воскресну, тогда немедленно придет к тебе Мой ученик, как Я сказал тебе в первом Моем письме. Он исцелит тебя и всех твоих, кроме сына твоего, который раньше Меня безболезненно перейдет в Мое царство!

Что же касается сходства портрета с Моей наружностью, то об этом расскажет тебе подробно твой гонец, видевший Меня уже три раза.

Если кто пожелает иметь мое изображение и будет руководствоваться теми же доводами, что и ты, то в этом греха не будет, — но горе тем, которые сделают идола из Меня!

И образ тот сохрани пока в тайне при себе.

Написано в Иудее учеником, который близок Моему сердцу, и переслано с тем же гонцом».

Четвертое обращение Абгара к Спасителю:

(Написано 7 недель спустя после третьего его обращения)

«Абгар, ничтожный князь Эдесский, — Иисусу-Спасителю, появившемуся вблизи Иерусалима и ныне преследуемому неразумными и слепыми евреями, не видящими исконного и священного Света, Солнца всех солнц — среди них!

Мой бесценный Спаситель! Иисусе! Ныне исполнилось сказанное Тобою во втором Твоем письме: два дня тому назад сын мой безболезненно почил!

На смертном одре, со слезами на глазах, просил он меня еще раз написать Тебе и сказать, как благодарен он Тебе за то, что Ты избавил его от страданий и страха перед смертью.

Умирая, он все время держал образ Твой на своей груди, и последними его словами были: «Отец мой небесный! Иисусе, ты — вечная Любовь! Ты, Который есть истинная Жизнь от века до века, ныне Ты живешь как Сын человеческий среди тех, которых создало Твое всемогущество, давшее им жизнь и облик. Ты, Единый — моя Любовь во веки веков! Я жив! Я жив! Я живу Тобою, и в Тебе — навсегда!»

После этих слов мой сын закрыл очи.

Знаю, Господи, что Тебе известно, как окончил свою здешнюю жизнь мой сын, и что я и весь мой двор горько по нем плакали, но все же пишу Тебе об этом, как человек человеку, тем более, что такова была последняя воля моего сына!

Господи! Прости мне, грешному перед Тобою, что докучаю Тебе четвертым посланием и мешаю Тебе в Твоей святой и великой работе, но, кроме того, вновь обращаюсь с просьбою: не отнимай от меня своего утешения!

Поэтому прошу Тебя, бесценный мой Спаситель: избавь меня от этих душевных мук и терзаний…

Но да будет Твоя Воля, а не моя».

Четвертый ответ Господа:

(Написанный рукою Господа по-гречески, между тем как предыдущие послания были написаны на древнееврейском языке)

Про сына твоего знаю, и знаю, как прекрасно закончил он здешнюю жизнь, но еще прекраснее начал он новую жизнь в Моем Царстве!

И ты делаешь правильно, что оплакиваешь его, ибо мало праведных в этом мире, и те, кто подобен твоему сыну, достойны, чтобы их оплакивали…

Итак, утешься сознанием, что оплакиваешь хорошее и доброе!

Сохрани эту печаль еще некоторое время. Будешь ты и Меня оплакивать вскоре, но недолго, ибо придет Мой ученик и всецело исцелит тебя!

Отныне будь щедр и милостив, и взамен найдешь ты милосердие! Не забывай неимущих, ибо они суть братья Мои, и что ты сделаешь им — ты сделаешь Мне, а Я воздам тебе стократ!

Ищи Великое, то есть Царство Мое, — тогда Малое в этом мире придет к тебе. Если же будешь стремиться к Малому в этом мире, тогда смотри, как бы Великое тебя не отвергло!

Вот, в темнице у тебя заключен преступник, который, согласно твоим мудрым законам, подлежит смертной казни!

Я же говорю тебе: Любовь и Милосердие выше Мудрости и Правосудия!

Поступи с ним по закону Любви и Милосердия, и ты навеки соединишься со Мной и с Тем, от Которого Я исшел в образе человека!

Написано Мной в Капернауме и переслано с тем же гонцом».

Пятое обращение Абгара к Господу:

(Написанное 3 недели спустя после ответа Господа на четвертое послание)

«Абгар, ничтожный князь Эдесский, — Иисусу-Спасителю, появившемуся в Иудее, в окрестностях Иерусалима, как Луч вечной Силы, обновивший небеса, миры и существа, не познанный «первозванными», но познанный ныне — пребывавшими доселе во тьме.

…И день, когда Твои ученики поняли духом, Кто Ты, Господи, — был для них самым счастливым и солнечным днем в их жизни. То же самое чувствую и я теперь из моей ночи!

Если бы только не болезнь моих ног! Я был бы уже давно у Тебя, но я хром и не в силах ходить, и вот, мои презренные ноги лишают меня теперь возможности достигнуть величайшего блаженства. Хотя теперь я переношу все с радостью, ибо Ты, Господи, снизошел ко мне, ничтожной песчинке, и счел меня достойным разговаривать с Тобой письменно.

И Ты научил меня столь великому и открыл мне столько всего чудесного и духовного, что подобное Учение может исходить лишь от Тебя, Господи, но от человека — никогда!

Что знал я раньше о жизни после смерти тела? Все мудрецы мира не могли мне этого объяснить. Хотя, согласно нашим религиозным преданиям, наши боги бессмертны, но предания эти так же далеки от жизни, как и сновидения, в которых то идешь пешком по морю, то плывешь на корабле по суше!

Ты же, Господи, доказал мне словом и делом, что только после смерти тела начинается истинная, духовная, совершенная и свободная Вечная Жизнь!

И впредь вечная благодарность Тебе, Господи, за все Твои бесконечные милости будет целью моей жизни, оттого и пишу я Тебе об этом, хотя и сознаю, что вся моя благодарность — ничто перед Твоею Милостью!

Господи! Что могу я дать Тебе, когда все, что я имею — Твое и от Тебя?!

И думается мне, что искренняя благодарность к Тебе, исходящая из глубины сердца, — самое достойное для человечества, так как неблагодарность как таковая присуща ему более всего.

Вот почему, кроме благодарности, я ничего не могу принести Тебе в дар! Еще скажу Тебе, что я решил отныне устроить все в моей стране согласно Твоей Воле и Твоим указаниям.

Я исполнил Твое желание и не только выпустил на свободу того государственного преступника, но и принял его в свою школу и допустил к своему столу.

Быть может, поступая так, я, как принято говорить, немного перестарался, но мой человеческий разум не берется обсуждать этот поступок, поэтому я пишу Тебе о нем, ибо Ты укажешь мне истинный путь и направишь меня.

Тебе одному, Господи! Иисусе! — моя Любовь и сыновья покорность! Да будет Твоя Воля!»

Пятый ответ Господа:

«Внимай, возлюбленный сын и брат Мой Абгар!

Ныне у Меня 72 ученика и среди них 12 апостолов, но и все они, вместе взятые, не имеют твоей Веры, хотя ты язычник и Меня никогда не видел, не видел также и бесчисленных чудес, которые не прекращаются со дня Моего Рождения.

И да преисполнится сердце твое великой надеждой, ибо случится и уже отчасти случилось, что Я отниму Свет от детей и передам его вам — язычникам, ибо лишь недавно нашел Я среди живущих здесь римлян и эллинов веру, какой не найти во всем Израиле.

Любовь и Смирение исчезли из сердец иудеев, а среди вас, язычников, Я нашел полноту чувств этих.

Вследствие чего отниму Я Свет от детей и дам его вам, дам все Царство Мое отныне и навеки! А дети могут питаться отбросами мира сего.

Ты хочешь, чтобы Моя Воля стала законом в твоей стране? Пока это трудно, ибо все требует известной зрелости. Мой же Закон есть Любовь. Хочешь ввести что-нибудь от Меня в твоей стране — тогда введи этот Закон, и ты увидишь, как все пойдет легко с Моей Волей!

Ибо пойми: Моя Воля и Мой Закон так тесно связаны между собой, что, в сущности, составляют они одно целое, как одно целое суть Я и Отец!

Конечно, многое еще сопряжено с Моей Волей, но этого ты еще не в состоянии понять. Когда придет Мой ученик, он посвятит тебя во все. И, как только он окрестит тебя во Имя Мое — Дух Божий снизойдет на тебя и будет впредь руководить тобою.

С преступником поступил ты верно, и, уразумей, что подобное делаю Я ныне и с вами — язычниками.

И да послужит этот поступок твой зерцалом того, что Я делаю теперь, и в недалеком будущем выполню полностью. Последнее для твоего успокоения и благословения!

Шестое обращение Абгара к Господу:

(Написано 10 недель спустя)

«Абгар, ничтожный князь Эдесский, — Иисусу-Спасителю, явившемуся в окрестностях Иерусалима, ради спасения всех народов с чистым сердцем, которые добровольно пожелают жить согласно Слову Его!

Господи!.. Не только наилучший целитель Ты в глазах моих, но Творец и Господь вселенной от века до века!

Поэтому лишь Тебе могу поведать я о страшном государственном бедствии, обрушившемся на нас, умоляя Тебя из самой глубины моего сердца отвести от нас это ужасное бедствие.

Как Тебе должно быть известно, дней десять тому назад было у нас несильное землетрясение, которое, благодаря Тебе, почти ничего не разрушило.

Но на второй день после землетрясения помутнела вода во всей стране, и все, кто пил эту воду, сначала страдали безумными головными болями, а потом теряли рассудок и становились похожими на одержимых.

Моим указом я немедленно запретил пользоваться местной водой во всей стране впредь до нового распоряжения, а тем временем приказал всем моим подданным собраться в Эдессе, где получают они от меня вино и воду, которую доставляют мне издалека на кораблях.

Думаю, что этими распоряжениями не нанес я вреда, ибо побудили меня к этому истинное Милосердие и Любовь к моему народу.

С полным смирением в сердце прошу Тебя, Господи! Помоги мне и моему народу! Избавь нас от этой беды!..

Да будет Твоя Святая Божественная Воля!»

Когда Господь прочитал это послание, возмутился Он духом и воскликнул, причем голос его прозвучал подобно раскатам грома: «Сатана! Сатана! Доколе будешь ты искушать Господа и Бога твоего?! Что сделал тебе этот маленький и трудолюбивый народ? За что ты его мучишь?! Но, дабы вновь познал ты во Мне Господа и Бога твоего, Я повелеваю тебе: «Изыди из страны той навеки!» Аминь! Некогда удовлетворялся ты бичевать тело людей, чтобы искушать их, как допустил Я это с Иовом, но что делаешь ты теперь с Моей землей?! Если имеешь отвагу, напади на Меня, но Мою землю и людей, носящих Меня в сердце своем, оставь до того времени, что будет дано тебе для последнего испытания твоей свободной воли!»

И лишь после этих слов призвал Господь одного из учеников, который начертал следующий ответ Абгару.

Шестой ответ Господа:

«Возлюбленный сын Мой и брат Абгар!

Это сделал тебе не твой, а Мой враг! Ты не знаешь его, но Я знаю его издавна!

Но недолго ему осталось властвовать. Скоро князь этого мира будет побежден. Ты же не бойся его, ибо для тебя и народа твоего я его уже победил.

И отныне можешь ты вновь пользоваться водой в твоей стране. Она уже очищена и обезврежена.

Видишь? Меж тем, как возлюбил ты Меня, случилось с тобой недоброе. Но под влиянием этого несчастья усилилась и окрепла твоя Любовь ко Мне, отчего и взяла она верх над властью тьмы, и отныне ты навсегда свободен от исчадий ада.

Вот почему Вера подвергается большим искушениям и испытаниям, и ей приходится проходить сквозь огонь и воду! Но пламя Любви заглушает огонь испытаний, и вода испаряется под влиянием силы Любви.

Что случилось ныне с твоей страной под влиянием природы — случится однажды в духовном отношении со многими из-за Моего Учения!

И помешаются те, кто напьется из луж лжепророков!

Прими Мою Любовь, Мое Благословение и Мою Благодать, брат Мой Абгар!»

Седьмое обращение Абгара к Господу:

(Написанное 9 недель спустя после получения Абгаром шестого ответа Господа и врученное Спасителю за пять дней до его входа в Иерусалим)

Абгар, ничтожный князь Эдесский, — Иисусу-Спасителю, явившемуся в окрестностях Иерусалима, как спасение всех народов, Господь-Помазанник от века до века, Бог всякой твари и всех человеков и духов — как добрых, так и злых!

…Господи! Из Твоего первого письма, которое Ты всемилостивейше соизволил начертать мне, я знаю, что, согласно Твоей собственной Воле, все должно сбыться с Тобою так, как ныне замышляют это коварные иудеи…

Я, как римский вассал и близкий родственник императора Тиберия, имею в Иерусалиме преданных мне соглядатаев, которые особенно зорко следят за тамошним высокомерным духовенством.

Итак, мои верные слуги донесли мне подробно о замыслах этих строптивых и преисполненных гордыни книжников и фарисеев и о том, что они замышляют сделать с Тобой. Они не только хотят извести Тебя и убить по-своему, то есть побить камнями или сжечь, нет! Это они считают недостаточным для Тебя!

Они намерены подвергнуть Тебя самой бесчеловечной казни, проявив наивысшую и неслыханную жестокость!

Господи! Только внемли мне: эти звери в человеческом образе собираются пригвоздить Тебя к кресту и оставить Тебя на нем, покуда Ты не умрешь на этом позорном столбе медленной смертью и в ужасных мучениях!..

Они хотят выставить Тебя как государственного изменника и подстрекателя прошлогоднего народного восстания против власти.

Этим они надеются снискать себе снисхождение со стороны римлян, чтобы далее продолжать свою гнусную работу. Конечно, им это не удастся, и Ты знаешь лучше меня, что им не провести римлян.

Господи! Если Ты только соблаговолишь принять услугу от меня, самого преданного Твоего друга и поклонника, я немедленно пошлю гонцов в Рим и к Понтию Пилату, и я ручаюсь, что эти звери сами упадут в яму, которую они роют Тебе!

Но, зная Тебя, Господи, как я Тебя знаю, и что Ты не нуждаешься в чьих-либо советах, а тем более в советах, от людей исходящих, я уверен, что Ты поступишь так, как Ты сочтешь нужным; но я, как человек, считал своим долгом подробно передать Тебе все, что я узнал, и предупредить Тебя!

Одновременно прошу Тебя принять самую искреннюю мою благодарность за великую милость, оказанную мне и моему народу.

Господи! Скажи только: что могу я сделать для Тебя?! Да будет всегда Твоя Святая Воля!»

Последний ответ Господа:

«Внимай, возлюбленный сын Мой и брат Абгар!

Все действительно обстоит так, как ты Мне написал, но тем не менее все должно исполниться со Мной согласно Слову Моему!

Ибо иначе ни один человек не достигнет Жизни Вечной!

Теперь ты еще не в силах понять этого, но прошу тебя: не предпринимай мер для оправдания Моего, ибо старания твои будут тщетны — такова Воля Отца, Живущего во Мне, от Которого Я исшел в образе человека!

И да не устрашит тебя Крест, к которому Я буду пригвожден!

Ибо отныне этот Крест будет краеугольным камнем Царства Божия, а также вратами Его до скончания веков!

Я же пребуду лишь три дня во гробе!

На третий день Я воскресну, как вечный победитель смерти и ада, и буду судить судом праведным всех нечестивых, но для сущих в сердце Моем Я раскрою Врата Небес!

Когда же через несколько дней ты увидишь, как померкнет солнце, — тогда знай, что твой лучший друг и брат умер на кресте!

Да не устрашит тебя и это, ибо всему надлежит исполниться!

Когда же восстану Я из мертвых — тогда, в то же самое время, ты увидишь знамение от Меня, по которому познаешь Воскресение Мое!

Прими, возлюбленный брат мой Абгар, Мою Любовь, Мою Благодать, и да пребудет с тобой Мое Благословение!»

«Письма Господа содержат основные учения Его благовести и гениально краткое изложение нашего спасения через жертвенную смерть Спасителя. Таким образом, переписку Иисуса с Абгаром можно назвать «маленьким Евангелием», открывающим нам Любовь Отца нашего Небесного, милостиво одарившего спасением детей своих, — Своим Учением, Своей смертью на кресте и победным Своим воскресением из мертвых.

Для внимательного читателя будут очевидны некоторые разночтения между версиями, представленными в разных источниках.

Апостол Фаддей: «Мы оставили свое. Возьмем ли чужое?»

Вернемся к Мовсесу Хоренаци. Историк пишет:

«После вознесения Спасителя нашего апостол Фома, один из двенадцати, послал оттуда одного из семидесяти — Фаддея в Эдессу вылечить Абгара и благовествовать слово Господне. Тот, явившись, зашел в дом некоего Тубии, иудейского вельможи, по слухам — из рода Багратуни, который в свое время скрылся от Аршама и не отступился от иудейства, подобно прочим своим сородичам, а остался верен его законам, пока не уверовал во Христа. Весть о Фаддее облетела весь город; услышал Абгар и сказал: «Это тот, о котором писал Иисус» и тотчас призвал его. И стоило тому войти, как Абгару явилось дивное видение на его лике. И поднявшись с престола, он пал ниц и поклонился ему. И удивились все присутствовавшие вельможи, ибо не узрели видения. И сказал ему Абгар: «Действительно ли ты ученик благословенного Иисуса, которого он обещал прислать ко мне сюда, и можешь ли ты излечить мою болезнь?» И Фаддей ответил ему: «Если уверуешь во Христа Иисуса, Сына Божьего, дастся тебе желание сердца твоего». Абгар сказал ему: «Я уверовал в него и в Отца его. Поэтому я пожелал прийти со своим войском и истребить иудеев, распявших его, но был остановлен римскими властями».

После этих слов Фаддей принялся благовествовать ему и городу его и, положив руку на него, исцелил его… Исцелил также всех больных и недужных в городе. И уверовали все и крестились сам Абгар и весь город…

Апостол Фаддей крестит некоего мастера по шелковым головным уборам и, дав ему имя Аддэ, рукополагает духовным главой Эдессы и оставляет вместо себя при царе. Сам же берет у Абгара грамоту, (предписывающую) всем внимать Евангелию Христа, и прибывает к Санатруку, сыну сестры царя, который управлял нашей страной и войсками…»

Так Абгар стал первым в истории крещеным царем. В награду за исцеление он предложил Фаддею ценные дары, которые тот отверг со словами: «Мы оставили свое. Возьмем ли чужое?»

Апостол Фаддей принес в Армению наконечник копья, которым римский солдат пронзил распятого Христа. Проповедуя в Армении, апостол обратил в христианство много язычников, в том числе дочь царя — Сандухт. Тем временем царь Абгар пишет несколько писем своему племяннику Санатруку и другим царям, рассказывая о своем исцелении и призывая их принять христианство. Несмотря на все усилия дяди, Санатрук оставался глух ко всем увещеваниям: он приказал придать смерти Фаддея и Сандухт.

Потребуется еще два с половиной столетия, чтобы в 301 году армянский царь Тиридат узаконил в своем государстве христианство как официальную религию, провозгласив Армению первой в мире христианской страной.

Нерукотворный образ Господа

Любовь Абгара к Спасителю нашла свое воплощение не только в их переписке, но и в поступках. По указу царя была разрушена статуя, стоящая перед центральными воротами Эдессы. По существующему обычаю, каждый желающий войти в город должен был сначала поклониться этой статуе и лишь потом пройти в ворота.

На этом месте по приказу Абгара была установлена стела с Нерукотворным Образом Господа, надпись под которым гласила: «Христе Боже, всякий, надеющийся на Тебя, никогда не разуверится в Тебе».

Святой Лик Иисуса Христа, подаренный Спасителем царю Абгару, был признан и почитаем как подлинный портрет Господа и служил образцом для всей христианской иконографии.

Портрет ждала непростая судьба. В 944 году, при правлении Константина VII Багрянородного, византийского императора армянских кровей, Святой Образ из Эдессы был перевезен в Константинополь. В 1362 году Святой Лик был насильно вывезен из византийской столицы в Геную капитаном Леонардо Монтальдо. Спустя 22 года капитан, уже будучи дожем Генуи, поднес Нерукотворный Образ Господа армянской церкви Св. Варфоломея. В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию. Вскоре генуэзцы выкупили Образ и реликвия вернулась в церковь Св. Варфоломея, где хранится и по сей день в серебряном футляре, украшенном драгоценными камнями.

Примечательно, что Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, чтобы охранять их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

В декабре Армянская Апостольская Церковь поминает св. Абгара, первого уверовавшего во Христа царя Армении. В 2016 году день памяти святого приходится на 6 декабря.

Едессийцы — потомки царя Абгара из Эдессы

По преданию, едессийцы из северо-кавказского села Эдиссия (у местных армян — Едессия) являются далекими потомками жителей Великой Эдессы, волею судеб оказавшихся близ Старой Шемахи (село Кильвар), расположенной на территории Восточного Закавказья.

Но и здесь они не обрели мирной жизни. Лишь в начале XVIII века появилась надежда на избавление от рабства. Ее вдохнул каспийский поход Петра Первого 1722 — 1723 годов. Однако уход русской армии из Закавказья сделал жизнь армянского населения еще более невыносимой. Вот что писали 28 октября 1725 года туркоязычные армянские крестьяне Петру Первому (к тому времени почившему в бозе): «Население наших деревень насильно сделали турками, наши рукописи, книги и церкви сожгли, наших священников истребили. Многие люди были истреблены мечом из-за веры. Теперь днем являемся турками, а ночью становимся армянами, другого выхода не имеем. Наш выход — это ты сам, наша просьба заключается в следующем: ради Христа… отправь войска, освободи нас… после чего мы все будем среди твоих войск…» Ответ пришел только в конце века (1797 г.) в виде жалованной грамоты императора Павла I армянам, переселившимся в район Дербента: «Внимая прошению армян Дербента и других окрестностях, препоручаю, чтобы те, которые пожелают переселиться, таковые переселения произвести и по прибытию избрать род жизни им свойственной, получая земли для их потребления».

Спустя два года кильварцы основали урочище Касаева Яма — к северу от Моздока (в 1851-м по их настоятельной просьбе село было переименовано в местечко Эдиссия — Едессия). Едессийцам не только удалось сохранить веру своего предка Абгара, но и вернуться к исконному языку Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита.

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia