Предпроверочный анализ информации о налогоплательщике и подготовка программы проверки. Современные проблемы науки и образования Как делать предпроверочный анализ предприятия

Предпроверочный анализ информации о налогоплательщике и подготовка программы проверки. Современные проблемы науки и образования Как делать предпроверочный анализ предприятия

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное - точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100 !

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля , то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа - установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов , то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов , которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор . Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много - «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2 .

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые . Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые . Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск . Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, . Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса - . Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Работа аналитика

Использование технических возможностей

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3» , в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа - установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа - ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

«Ручной» анализ

Цель работы на этом этапе - найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов . Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц - компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса .

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка» . Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода :

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов , которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел . По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса - порядка 5% . А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой .

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС - это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов . В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам . Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам . Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна - выяснить состав имущества , которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель - сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни . Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3» , то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса . Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия - это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы - 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России - 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут - это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут - за ним будут пристально наблюдать.

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали - это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц - подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе - о критерии трех лет . У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников . Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП . Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП - какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ - заключение . Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Таблица 1. Разделы заключения предпроверочного анализа

Название

Примерное содержание

Основная информация о налогоплательщике

Данные:
  • формальные, то есть название, адрес, дата регистрации и так далее;
  • об учредителях, в том числе их участии в других организациях;
  • о получаемых доходах и их источниках;
  • об аффилированных лицах;
  • о составе имущества самой организации и ее учредителей, руководства

Оценка финансово-хозяйственной деятельности

Результаты анализа:

  • данных бухгалтерской и налоговой отчетность, их динамики;
  • состава задолженности;
  • структуры затрат;
  • налоговой базы по прямым и косвенным налогам;
  • имущественных налогов

Оценка по 12-ти критериям риска

Результаты анализа по критериям из Приказа ФНС от 30.05.07г. №ММ-3-06/333 . Среди них уровень налоговой нагрузки, убытки, значительные суммы вычетов, выплата ЗП ниже среднего по отрасли, низкая рентабельность, сотрудничество с однодневками, непредставление пояснений по требованию ИФНС и некоторые другие

Сведения из информационных и иных источников

Информация, полученная о налогоплательщике как из открытых источников (СМИ, интернет), так и из специальных поисково-информационных комплексов и аналитических инструментов

Сведения о проведенных мероприятиях НК

  • о камеральных и выездных проверках, произведенных ранее;
  • о движении денежных средств - информация поступает из банков;
  • о встречных проверках контрагентов первого и второго звена

Результативная часть

  • имеет ли смысл проведение выездной проверки;
  • какие мероприятия необходимо провести в ее рамках;
  • какой состав проверяющих назначить, включать ли в их число представителей правоохранительных органов;
  • какова сумма потенциальных доначислений;
  • насколько реально будет их взыскать

Подведем итоги

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы :

  1. Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  3. C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы . Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.
1

На современном этапе развития российской экономики органами государственной власти Российской Федерации объявлен курс на снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, уменьшение налоговых ставок. В этих условиях одним из важнейших способов пополнения государственного бюджета является применение эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма его осуществления. Для решения данной задачи представляется целесообразным разработка действенной системы показателей оценки финансового состояния налогоплательщиков, деятельность которых подлежит детальному изучению посредством проведения выездной налоговой проверки. Статья отражает видение автора по вопросу структурирования сбалансированной методики финансового анализа проверяемых налогоплательщиков. Является полезным материалом для налоговых инспекторов, налоговых адвокатов и консультантов в сфере налогообложения.

выездные налоговые проверки

рентабельность

деловая активность

финансовая устойчивость

ликвидность

анализ финансового состояния

Предпроверочный анализ

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (действующая редакция от 12.03.2014)

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@)

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

4. Макарова Л.Г., Макаров А.С. Экономический анализ в управлении финансами фирмы. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2000.- 323 стр.

5. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. М.: КНОРУС, 2009. - 128 с.

6. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие. Москва: Эксмо, 2009. – 379 с.

7. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебник / И.И. Бабленкова, JI.C. Кирина, Г.Н. Карпова, H.A. Горохова; науч. ред. И.И. Бабленкова. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2009. - 351 с.

8. Мизиковский И.Е., Милосердова А.Н., Софьин А.А. Формирование процесса принятия решения об организации выполнения вспомогательных работ// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.сайт/119-14276

9. Мизиковский Е.А., Мизиковский И.Е., Софьин Н.А. Применение методики калькулирования выполнения складских работ для повышения транспарентности информационного пространства принятия управленческих решений // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.сайт/118-14306

Предпроверочный анализ деятельности экономических субъектов производится на этапе подготовки выездной налоговой проверки, позволяющий осуществить ранжирование налогоплательщиков по степени эффективности выездной налоговой проверки. Безусловно, предпроверочный анализ играет значительную роль в системе налогового контроля (рис. 1).

В процессе анализа на этапе подготовки производится оценка ключевых показателей деятельности экономического субъекта за три календарных года, предшествующих году проведения контрольных мероприятий. Вместе с тем, при наличии выездных налоговых проверок в предшествующие периоды, аналитические исследования производятся только за периоды, следующие за периодом предыдущей проверки (4,8).

Этап подготовки и предпроверочного анализа включает следующие элементы:

  • структурирование информационного досье о налогоплательщике;
  • осуществление предпроверочных мероприятий;
  • формирование выводов и рекомендаций по проведению выездной проверки;
  • оформление результатов аналитических исследований (7, 9).

Рис. 1. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля

Следует отметить, что на практике налоговые органы игнорируют проведение детальных аналитических исследований в отношении налогоплательщиков, не относящихся к крупнейшим. В результате значительно снижается эффективность отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, и, соответственно, снижается их результативность.

Анализ финансового состояния и платежеспособности налогоплательщиков производится в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (3).

Следует отметить, что существует ряд недостатков данной методики, которые не позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии и платежеспособности налогоплательщика.

Прежде всего, данная методика разработана лишь для оценки финансово-хозяйственной деятельности стратегических предприятий и организаций и не предполагает расчет ключевых показателей финансового состояния как показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности (1, 2).

Возникает объективная необходимость разработки методики анализа финансового состояния налогоплательщиков, позволяющая структурировать релевантные информационные массивы оценке фактического состояния бизнеса хозяйствующего субъекта.

Нам представляется целесообразным финансовое состояние организации оценивать по следующим группам показателей:

  1. коэффициенты ликвидности;
  2. показатели финансовой устойчивости;
  3. коэффициенты рентабельности;
  4. показатели экономического потенциала.

До осуществления расчета показателей финансового состояния экономического субъекта возникает необходимость реструктурирования бухгалтерского баланса, обусловленная некорректным формированием отдельных его разделов. Для решения данной задачи должны быть произведены следующие корректировки:

  • на суммы задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (раздел II актива баланса) должна быть уменьшена сумма собственного капитала и обо-ротных активов. Данная корректировка необходима, поскольку для обеспечения адекватности оценки финансового состояния организации целесообразно учитывать величину собственного капитала, фактически имеющуюся в распоряжении экономического субъекта;
  • на сумму долгосрочной дебиторской задолженности (погаше-ние которой ожидается более чем через 12 месяцев) уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы. Необходимость данной корректировки обусловлена тем, что оборотные активы должны содержать только статьи, период оборота которых превышает 12 месяцев;
  • «НДС по приобретенным ценностям» необходимо отражать в составе краткосрочной дебиторской задолженности, в связи с тем, что суммы НДС по указанной строке представляют собой отвлеченные средства организации, возвращающиеся в оборот в течение налогового периода, составляющего квартал;
  • из V раздела «Краткосрочные обязательства» должны быть перенесены статьи «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» в III раздел «Капитал и резервы», поскольку данные статьи отражают информацию о собственных средствах организации, зарезервированных на определенные цели, и не являются, по своей сущности, кредиторской задолженностью.

Следует отметить, что первые две корректировки возможны лишь в случае структурирования организацией Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, представляющих необходимую детальную информацию о соответствующих объектах бухгалтерского учета.

Получение достоверной и полной информации о ликвидности активов экономического субъекта по нашему мнению позволяют обеспечить следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности (4):

(1)

где: ОА - сумма оборотных активов;

КО - краткосрочные обязательства.

Необходимо отметить, что нам представляется необходимым вариативный подход к установлению рекомендуемого значения коэффициента текущей ликвидности в зависимости от особенностей обычных видов деятельности экономического субъекта.

Отличие данного показателя от коэффициента срочной ликвидности заключается во включении в числитель суммы запасов, необходимая величина которых для обеспечения бесперебойности текущих видов деятельности организации различна в различных отраслях. Например, доля запасов в общей сумме активов сельскохозяйственных организаций будет значительна, а для деятельности гостиниц данная величина будет незначительной.

2. Степень платежеспособности (4):

(2)

где: ДО - долгосрочные обязательства;

Среднемесячная сумма выручки.

Для расчета среднемесячной выручки, нам представляется целесообразным основываться на показателе выручке-брутто с учетом НДС, акцизами и другими обязательными платежами, поскольку платежеспособность должна отражать фактическую возможность экономического субъекта расплачиваться по своим долгам.

Вместе с тем, выручку необходимо, на наш взгляд, для обеспечения адекватности расчетов принимать в размере фактически полученной суммы, а не начисленной за отчетный период.

В случае, когда организация применяет метод начисления для определения суммы доходов в отчетном периоде, возникает объективная необходимость корректировки полученного показателя с учетом формирования денежных потоков, т.е. на изменение дебиторской задолженности.

При увеличении дебиторской задолженности сумма выручки должна быть уменьшена на полученную величину, и наоборот. Среднемесячную выручку также целесообразно рассматривать в сравнении с аналогичным показателем предприятий-конкурентов для выявления фактов занижения налогооблагаемых доходов.

3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (4):

(3)

Рекомендуемое значение данного показателя будет ограничено 3,0, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» экономический субъект должен в течение трех месяцев погасить свои текущие обязательства. В обратном случае экономический субъект будет позиционироваться как потенциальный банкрот (1).

Для обеспечения возможности получения адекватной оценки финансового состояния налогоплательщика необходимо разработать систему показателей, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. На наш взгляд, ключевыми показателями для решения данной задачи могут выступать:

1. коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (4):

(4)

где: СОС - собственные оборотные средства.

2. коэффициент маневренности собственного капитала (4):

(5)

где: КР - капиталы и резервы.

3. коэффициент автономии (4):

(6)

где: ВБ - валюта бухгалтерского баланса (стр. 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

4. плечо финансового рычага (4):

(7)

5. коэффициенты исполнения текущих обязательств по уплате налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации:

(8)

где: НПу - налоговые платежи, уплаченные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

НПн - налоговые платежи, начисленные налогоплательщику по данным налоговых деклараций и налоговых проверок.

Комплексная оценка финансового состояния налогоплательщика невозможна без анализа скорости превращения активов экономического субъекта в денежные средства. Наиболее адекватными для решения поставленной задачи, по нашему мнению, будут следующие оценочные параметры:

1. коэффициент оборачиваемости активов (4):

(9)

где: - средняя за период сумма валюты бухгалтерского баланса.

Высокое значение данного показателя будет свидетельствовать о значительном количестве оборотов, совершаемых активами за исследуемый период.

Для расчета данного показателя представляется необходимым основываться на выручке-брутто с учетом фактических денежных потоков, т.е. изменения дебиторской задолженности.

2. коэффициент оборачиваемости запасов (4):

(10)

где: - средняя за период сумма запасов.

3. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (4):

(11)

где: - средняя за период сумма дебиторской задолженности (среднеарифметическая величина, рассчитанная за отчетный период по стр. 1230 бухгалтерского баланса).

4. период оборота активов (4):

(12)

где: t - календарное количество дней исследуемого периода.

5. период оборота запасов (4):

(13)

6. период оборота дебиторской задолженности (4):

(14)

7. Среднемесячная выручка (выработка) на одного работника (4):

(15)

где: ч - среднесписочная численность сотрудников в отчетном периоде.

В заключение финансового анализа необходимо произвести оценку эффективности деятельности налогоплательщика на основе расчета показателей рентабельности и экономического потенциала.

Ключевыми показателями рентабельности выступают:

1. общая экономическая рентабельность (4):

(16)

где: Prно - прибыль до налогообложения (стр. 2300 отчета о прибылях и убытках).

2. рентабельность активов (4):

(17)

3. рентабельность обычных видов деятельности:

(18)

где: Prпрод - прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках).

4. рентабельность производства:

(19)

где: С - себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о финансовых результатах).

5. рентабельность продаж (6):

(20)

6. предельная рентабельность:

(21)

где: ПС - полная себестоимость продаж (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 отчета о прибылях и убытках).

Представляется необходимым для расчета данного показателя в расчет принимать показатель полная себестоимость с целью получения суммы чистой прибыли, приходящейся на один рубль расходов организации по обычным видам деятельности в отчетном периоде.

7. экономический потенциал (4):

Тр prв > Тр TR>Tpc> 100%, (22)

где: Тр - темп роста;

prв - валовая прибыль (стр. 2100 отчета о прибылях и убытках)

или Тр pr прод> Тр TR>Tp пc> 100%. (23)

Разработанная авторами методика финансового анализа позволит обеспечить получение адекватной оценки финансового состояния налогоплательщиков, необходимой для обеспечения эффективного отбора экономических субъектов для проведения выездных налоговых проверок в концепции повышения их результативности.

По результатам произведенных расчетов финансового состояния налоговые инспекторы должны производить ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Целесообразным представляется подход, предполагающий осуществление градации налогоплательщиков, основанный на ранжирование экономических субъектов с высоким, средним и низким уровнем вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Высокая вероятность может признаваться в отношении налогоплательщиков, расчетные значения показателей которых значительно отличаются от рекомендуемых значений показателей или показателей аналогичных организаций. Под высокой вероятностью могут признаваться отклонения в диапазоне от 100% до 70%.

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений, ранжируемая как средняя, будет присвоена организациям, отчетные значения рассчитанных показателей которых отличаются от оценочных критериев на 69 - 30%.

Низкая вероятность должна признаваться в отношении налогоплательщиков, имеющих отклонение фактических показателей от рекомендуемых либо среднеотраслевых на 29 - 1%.

Заключительным этапом предпроверочного анализа выступает оформление результатов аналитических исследований. Для обеспечения высокой информативности результатов предпроверочных мероприятий представляется необходимой разработка единых подходов к структурированию выходной формы учетного документа «Реестр проверяемых налогоплательщиков», представленного в таблице.

Таблица

Реестр проверяемых налогоплательщиков

Наименование организации

Основание включения в план проверки

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений

ООО «Автоком»

низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности, неоптимальный тип финансовой устойчивости, неоптимальность показателей структуры капитала, оборачиваемости

ОАО «НижегородЭлектро Транс»

низкий уровень показателей структуры капитала и экономического потенциала, снижение показателей рентабельности в исследуемом периоде

ООО «Сильва»

По результатам произведенных расчетов финансового состояния произведем ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Разработанные автором концептуальные подходы к проведению предпроверочного анализа позволят обеспечить «качество» информационной базы выездных налоговых проверок, тем самым способствуя повышению результативности контрольных мероприятий и сумм налоговых доначислений.

Рецензенты:

Мизиковский Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Мизиковский И.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерского учета» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Полазнова Т.В., Софьин А.А., Софьин Н.А. ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16344 (дата обращения: 25.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В статье расскажем о критериях, по которым налоговики выбирают компанию для предпроверочного анализа перед выездной проверкой. О том, как проводится такой анализ, что делать, если компания стала объектом интереса инспекторов и как избежать проверки.

Предпроверочный анализ и выездная проверка грозят всем

Обострившийся экономический кризис в 2015–2016 годов повлек за собой дефицит бюджета, вследствие этого усилился налоговый контроль. Анализируя деятельность выездных налоговых проверок в период с 2013 года по 2016 год, мы наблюдаем рост уровня доначислений и повышение эффективности процесса сбора налогов.

Исходя из сложившейся экономической ситуации, думаем, что 2017 год станет еще более результативным для налоговых органов.

Приведем статистику, основанную исключительно на нашем практическом опыте ведения налоговых споров в Москве: если ранее, в 2012 году, минимальные суммы доначислений в среднем составляли 3 млн руб., в 2013–2014 годах они были равны уже 5 млн руб., то в 2015–2016 годах доначисления составляли уже около 10–15 млн рублей (см. рисунок 1).

В 2017 году, учитывая приведенную динамику, ожидаем, что минимальные доначисления по результатам выездных налоговых проверок (ВНП) в Москве будут еще больше – примерно на уровне 20 млн руб. Поэтому, мы предполагаем, что если в этом году компанию, стоящую на учете в московской территориальной инспекции, посетит инспекция с выездной налоговой проверкой, то она не оставит компанию без доначислений на сумму минимум 20 млн руб.

В Москве увеличились не только суммы начисленных недоимок по результатам выездных проверок , но и количество таких проверок. Так, сейчас нагрузка на одного инспектора отдела выездных проверок московской инспекции зачастую достигает 6 выездных проверок одновременно. Ранее, еще год назад, у того же инспектора было 3, максимум 4 проверки в квартал.

Скачайте полезные документы :

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности

Как оспорить невыгодную налоговую реконструкцию

Рисунок 1 . Суммы доначислений по результатам выездных проверок

Пример из практики

Кирилл имеет свой бизнес – группу компаний, торгующими строительными материалами. В одну из компаний пришло уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. Этим уведомлением запрашивались документы и отчетность компании за предыдущие 3 года. При этом время и дата явки в налоговый орган для пояснений не указывались, но устанавливался десятидневный срок для предоставления запрашиваемых документов.

Хотя мы знаем, что запрос документов осуществляется инспекцией по требованию установленной формы, предусмотренной совместным приказом Минфина и ФНС РФ.

По определенным признакам мы поняли, что бизнес Кирилла вызвал интерес у налоговой инспекции. Такие и похожие уведомления обычно рассылает отдел предпроверочного анализа налогового органа при сборе информации.

ВИДЕО: Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки

Об основных критериях назначения проверки рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Чем занимается отдел предпроверочного анализа

Территориальные налоговые инспекции физически не могут проверить всех налогоплательщиков одновременно, стоящих у них на учете. В план по выездным налоговым проверкам обычно попадает 15–20 компаний, при этом в каждой инспекции зарегистрированы примерно около 75-100 тысяч юридических лиц.

Задачи отдела предпроверочного анализа:

  • тщательный предпроверочный анализ налогоплательщиков на предмет интереса их для выездной налоговой проверки;
  • отбор нескольких компаний из всего массива, стоящих на учете, для проверки;
  • сбор доказательственной базы (который осуществляется по факту еще до начала выездной проверки).

Отдел анализа обладает неограниченным количеством времени для мониторинга деятельности налогоплательщика (законодательством не предусмотрены сроки для предпроверочного анализа), поэтому этот отдел может проводить основательный анализ заинтересовавшего его юридического лица.

Источники предпроверочного анализа

Информационную базу для аналитиков отдела ППА составляют различные источники (см. рисунок 2).

Рисунок 2 . Источники предпроверочного анализа

Рассмотрим все эти источники поподробнее.

Информация, накопленная в налоговых органах

Налогоплательщики регулярно сдают по месту своего учета налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность. В последнее время такая отчетность поступает в инспекцию в электронном виде и сохраняется в информационной базе налоговой инспекции, становится доступной всем отделам, в том числе отделу предпроверочного анализа.

Сотрудники ППА активно пользуются такими информационными системами как: «АСК НДС -2», «СУР АСК НДС-2», «АИС-Налог». Эти системы автоматически выявляют в цепочке контрагентов недобросовестную компанию (техническую фирму-однодневку) – звено, в котором не был уплачен НДС в бюджет. Затем инспектор выявляет конкретного выгодоприобретателя.

«СУР АСК НДС-2» делит налогоплательщиков на 3 типа рисков, раскрашивает их в разные цвета: красный – высокий, желтый – средний, зеленый – низкий.

Налоговый орган приходит с проверкой не в техническую компанию (в фирму-однодневку ), а к выявленному выгодоприобретателю, в ту компанию, у которой есть что проверять и за счет чего взыскивать начисленную недоимку.

Вместе с электронной системой АСК НДС-2, сотрудник отдела ППА использует в своей работе такие информационные комплексы как:

  • «ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные);
  • «Схемы»;
  • «Однодневки»;
  • «Росфиннадзор» и другие.

Таких информационных комплексов более 20, они помогают инспектору при анализе и отборе и позволяют частично автоматизировать предпроверочный анализ. Все они объедены в одну – «АИС-Налог». Цель этой системы – полная автоматизации процессов сбора информации, анализа и отбора компаний для выездных проверок. Через «АИС-Налог» осуществляется электронный обмен информацией с банками, например, получение выписок по расчетным счетам. Система позволяет запрашивать сведения из ГИБДД, Таможни. В 2017 году планируется загрузить информационную базу ЗАГСов.

Таким образом, в настоящее время налоговым органам становятся известны практически все действия налогоплательщика. Вся информация о деятельности налогоплательщиков, собранная в рамках налогового контроля и администрирования, хранится в двух больших Центрах обработки данных (ЦОД). Один ЦОД был построен в г. Дубна, другой – в г. Городец. ФНС планирует построить третий (резервный) ЦОД под г. Волгоградом.

Ввод в действие трех Центров обработки данных осуществляется для централизации налоговой информации по любому налогоплательщику независимо от его территориального нахождения. Сокращаются сроки для получения необходимой аналитикам информации. Единая информационная база обеспечивает «прозрачность» налогоплательщика, дает возможность контролирующим органам определять консолидированные группы, вычислять схемы оптимизации налогообложения (смотрите также рейтинг безопасности налоговых схем ), рассчитывать суммы потенциальной недоимки еще до контрольных мероприятий, «увидеть» налоги по всей группе налогоплательщиков и другие возможности.

Информация из других государственных органов

Из Федеральной таможенной службы поступают сведения о внешнеэкономической деятельности (данные ГТД), от органов ГИБДД и Росимущества – сведения о зарегистрированном имуществе, от органов МВД – сведения о противоправных действиях налогоплательщиков, контрагентов.

Коммерческие банки

Из банков в налоговую инспекцию приходит информация о счетах налогоплательщиков, сведения о движении денежных средств, выписки за любой период.

Информация от иностранных государственных органов и банков

Согласно нормам заключенных международных соглашений в инспекцию поступает информация о зарубежных счетах, сведения об иностранных участниках или контрагентах.

Юридические и физические лица

Иногда компании-конкуренты или физические лица, например, бывшие сотрудники, сообщают в инспекцию информацию о нарушениях налогового законодательства, которую налоговики редко оставляют без внимания.

Информация из интернета

При проведении предпроверочного анализа инспекторы ищут информацию о заинтересовавшем их налогоплательщике, в том числе и в сети Интернет. Например, на сайте арбитр.ру о количестве просуженных дел у налогоплательщика; программа СПАРК сама отстраивает всю цепочку взаимозависимых юридических и физических лиц компании (схемы владения, схемы взаимозависимости).

Какие компании налоговики выбирают для предпроверочного анализа

Чтобы обеспечить минимальные доначисления, о которых шла речь в самом начале, налоговые органы обращают внимание в первую очередь на налогоплательщиков с приличными оборотами по счетам. Если говорить о московских компаниях, из нашей практики мы видим, что налоговиков чаще интересуют организации с оборотами минимум 100–150 млн рублей в год.

Интерес вызывают компании с активами, имуществом не только принадлежащими проверяемым компаниям, но и их бенефициарам, за счет имущества которых также стало возможно взыскивать начисленные суммы недоимок по результатам выездных проверок.

В последнее время мы отмечаем, что интерес у налогового органа вызывают группы компаний, например, если приходят в одну компанию группы, то в ближайшее время могут прийти и в другую компанию этой же группы, бывает, что выездные налоговые проверки проводятся одновременно в разных компаниях, принадлежащих одной группе, разными территориальными инспекциями.

Кто еще может стать объектом предпроверочного анализа налогоплательшиков

Есть ряд критериев, несоблюдение которых могут повлечь за собой внимание предпроверочного анализа налоговой инспекции. Например, инспекцию интересуют компании, которые:

  • имеют в цепочке поставщиков «разрывы»;
  • налоговую нагрузку, которая ниже установленного минимума по отрасли;
  • заявляют убытки в течение двух и более лет;
  • отражают значительные суммы налоговых вычетов по НДС;
  • платят низкую зарплату (среднеотраслевой уровень заработных плат содержится на сайте Федеральной службы статистики www/gks.ru).

Налоговый орган негативно относится к организациям, которые не представляют документы по требованиям, не дают пояснений по уведомлениям. Так, если компания игнорирует вызовы на комиссии в налоговый орган , например, на так называемые комиссии по «разрывам» или «по превышению налоговых вычетов по НДС», «комиссии по убыткам», «зарплатные комиссии», или не представляет сведения по выявленным налоговым органом «противоречиям», то вероятность попадания в план выездных налоговых проверок у такой компании увеличивается. Частые вызовы на комиссии в налоговую инспекцию тоже свидетельствуют о скором возможном попадании в план проверок.

Пристальное внимание налоговиков привлекают компании, которые часто мигрируют из инспекции в инспекцию , компании, которые приближаются к предельным показателям, установленным для спецрежимов . Например, допустимый уровень дохода для организаций, которые применяют УСН с января 2017 года составляет 150 млн руб.). В последнее время инспекция доначисляет налоги после выявления фиктивного дробления компаний группы.

Более подробно критерии, вызывающие интерес налоговых органов, расписаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Концепцией предусмотрено 12 оснований для проведения выездных налоговых проверок.

Чем больше в компании присутствуют перечисленные в Концепции критерии, тем больше у компании существует вероятность попадания в план по выездным проверкам.

Как понять, что по вашей компанией заинтересовался отдел проедпроверочного анализа

О том, что вашей компанией возможно заинтересовался отдел предпроверочного анализа, могут указывать следующие обстоятельства:

  • банк сообщает об интересе налогового органа и запросе сведений о движениях по счетам за 2 или 3 года,
  • в последнее время в компанию начали поступать требования (особенно основанные на п.2 ст. 93.1 НК РФ), или уведомления для дачи пояснений, которыми запрашиваются документы и информация о деятельности компании за 2 или 3 года;
  • частые вызовы руководства компании на различные комиссии в инспекцию.

Контрагенты могут сообщить об усиленном интересе налогового органа к конкретным сделкам с компанией и получении ими соответствующих требований, уведомлений из инспекции, либо руководство компании вызывается в инспекцию для дачи пояснений по конкретным сделкам.

ВИДЕО: Признаки приближения выездной проверки

Кроме формальной оценки своих рисков по критериям, рекомендованным ФНС, есть признаки, которые позволят налогоплательщику распознать приближение налоговой проверки. На видео о них рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Как подготовиться к выездной проверке: пошаговый алгоритм

  1. Проведите аудит своей хозяйственной деятельности, проанализируйте весь свой бизнес, чтобы выявить все «слабые» места до прихода представителей контролирующих органов. Обращайтесь к профессионалам: аудиторам, налоговым консультантам, налоговым юристам – они вам помогут выявить «слабые» места еще до прихода представителей контролирующих органов.
  2. Проверьте своих контрагентов на наличие у них признаков фирм-однодевок.
  3. Проверьте наличие комплекта документов, подтверждающих должную осмотрительность при выборе контрагентов.
  4. Подготовьте доводы, обосновывающие экономическую целесообразность проведения той или иной хозяйственной операции.
  5. Подготовьте документы, подтверждающие реальность ваших сделок.
  6. Проверьте правильность и полноту оформления первичных документов.
  7. Подготовьте документы, продумайте пояснения, обосновывающие рыночность цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
  8. Проинструктируйте сотрудников: как им следует вести себя с представителями контролирующих органов.
  9. Подготовьте персонал к возможным вызовам на допросы в налоговый орган.
  10. Рекомендуем назначить одного-двух лиц из числа сотрудников компании, которые будут общаться с представителями налоговой инспекции.
  11. Проверьте, какие документы, предметы находятся у вас в офисе и легитимность их нахождения.
  12. Пригласите юриста для консультаций и помощи в сопровождении налоговых проверок.

Как предотвратить налоговую проверку

Разумеется, лучше предотвратить выездную налоговую проверку, чем устранять ее последствия. Предотвратить – это значит добросовестно вести свой бизнес, исчислять и уплачивать налоги с каждой налогооблагаемой хозяйственной операции по правилам, установленным российским налоговым законодательством и международными соглашениями.

Компания не интересна налоговой инспекции и не станет объектом предпроверочного анализа перед выездной проверкой, если она:

  • платит налоги вовремя и в пределах приемлемой налоговой нагрузки;
  • сдает в срок отчетность;
  • всегда отвечает на требования и уведомления налогового органа;
  • не замечена налоговым органом в схемах;
  • не ведет деятельность с фирмами-однодевками;
  • в ее цепочке контрагентов нет «технических организаций» и нет разрывов;
  • при камеральных проверках у нее не выявляются противоречия, а если выявляются, то компания всегда дает исчерпывающие пояснения на все выявленные противоречия.

Пример из практики

Торговой компании пришло уведомление о превышении предельных вычетов по НДС и о вызове на комиссию в связи с этим. Директор и главный бухгалтер явились на комиссию в инспекцию в обозначенное время, дали пояснения о том, что в последний отчетный период действительно вычеты по НДС были заявлены в большем объеме. Это связано с сезонностью товара, реализация которого в холодные месяцы уменьшается, при этом товар закупается в том же объеме, и с началом весны ситуация поправится. Было дано обещание исправиться и впредь не допускать превышения предельных значений вычетов по НДС. Других вопросов у налогового органа не возникло.

ВИДЕО: Профилактические меры, которые помогут избежать выездной проверки

Об обсновных методах профилактики рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Итог: нужно четко соблюдать налоговое законодательство и критерии, установленные в том числе «Концепцией планирования выездных налоговых проверок», и тогда вероятность встречи с представителями налогового органа именно в рамках выездной налоговой проверки будет минимальной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основными задачами отдела выездных проверок выступают:

Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

Планирование выездных налоговых проверок;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.

К функциям отдела выездных проверок относятся:

Подготовка к выездной налоговой проверке, оформление результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкой.

Проведение контрольных мероприятий в отношении органов, организаций, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина;

6) Отдел учета, отчетности урегулирования задолженности. Задачами данного отдела являются:

Мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

Анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;

Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;

Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц;

Проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций.

Формирование информационного ресурса «Расчеты с бюджетом; взаимодействие с органами федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;

Открытие и закрытие карточек расчетов с бюджетом местного уровня после изменения места постановки на учет, завершения мероприятий по реорганизации или ликвидации организаций и внесении изменений и дополнений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

Работа с невыясненными поступлениями и разрешение проблемных ситуаций с начислением пени;

Взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации и имущества налогоплательщика.

7) Отдел общего обеспечения. Основными задачами отдела являются:

Организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Инспекции;

Обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки;

Организация работы архива.

Основными функциями отдела являются:

Обеспечение приема, учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

Обработка и распределение поступающих документов, систематический анализ исполнения документов и поручений в Инспекции и ряд других функций.

8) Отдел камеральных налоговых проверок№2.

К задачам отдела относятся:

Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела;

Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

К функциям данного отдела относятся:

Проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;

Исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов;

Передача в правовой отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

9) Отдел предпроверочного анализа и истребования документов .

К основным задачам данного отдела относятся:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью включения в план выездных налоговых проверок;

Формирование ежеквартального плана выездных налоговых проверок;

Исполнение поручения об истребовании документов налоговых органов.

10) Отдел кадров и безопасности занимается:

Работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров;

Ведению кадрового делопроизводства и воинского учета. Отдел кадров также обеспечивает своевременность присвоения сотрудникам инспекции классных чинов и размеров доплат за выслугу лет, контроль за трудовой дисциплиной и использованием рабочего времени. В ряде случаев на отдел кадров возлагается также работа по обеспечению неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну и безопасности инспекции и ее сотрудников.

11) Отдел налогового аудита. Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля. В качестве основных функций данного отдела выделяют:

Проведение подготовки по запросу Инспекции заключений по жалобам; - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

12) Отдел ввода и обработки данных.

В качестве основных функций выступают ввод данных:

По государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков; - налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, бухгалтерской отчетности;

Деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.

Перечисленные отделы являются основополагающими, без которых невозможно представить работу налоговой системы нашей страны.

3 .2 Задачи и функции Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Тамбовской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС по Тамбовской области.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. В интересах защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, но в интересах прав налогоплательщиков эти полномочия должны быть строго регламентированы законами.

К задачам Инспекции относятся:

1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

2. Контроль за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

3. Организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

4. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Основными функциями Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области являются:

1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственный налогов и иных обязательных платежей.

2. Бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборов, о законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

3. Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков и на его основе ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.

4. Составление, анализ и представление в установленном порядке в Управление налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.

5. Ведение регистрации налогоплательщиков.

6. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пений и штрафов.

7. Проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

8. Привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством РФ.

9. Информирование соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

10. Проведение работ по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществление мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

11. Осуществление управления находящегося в ее ведении государственном имуществе.

12. Ведение делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

3.3 Программный комплекс, используемый ИФНС -«ЭОД»

В целях автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекции используется программный комплекс «Система электронной обработки данных» - далее Система ЭОД.

База данных Системы ЭОД и основные программы обработки расположены на сервере инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключены к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС).

На пользовательские компьютеры установлена специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется «Универсальное рабочее место» - далее УРМ.

Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.

Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест специалистов инспекции определены функциональные роли. В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определен перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним, например - просмотр, редактирование, удаление.

Ввод и корректировка всей информации в системе ЭОД осуществляется на основании первичных документов. Входящие и исходящие документы проходят регистрацию - фиксируется системный номер, дата ввода и ФИО инспектора, осуществившего регистрацию. При работе в Системе ЭОД фамилия пользователя определяется на основе имени и пароля, с которым инспектор вошел в ЛВС инспекции. Это позволяет контролировать и анализировать все процессы налогового администрирования как по каждому инспектору, так и по инспекции в целом.

Для актуализации базы данных (например, расчет пени, фиксированное сальдо), ее корректировки и формирования документов, предназначенных для печати и последующей рассылки налогоплательщикам, в Системе ЭОД используются специальные программы - «Технологические процессы». Создание, составление расписания запуска и обработка результатов прохождения технологических процессов в инспекции осуществляется под руководством ответственного технолога.

Документы, которые необходимо распечатать в присутствии плательщика, например, выходные формы по лицевым счетам, выводятся на принтер по месту формирования.

3.4 Основные функции и задачи отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками

Учебная практика проходила непосредственно в отделе регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками. Отдел регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками является самостоятельным структурным подразделением Межрайонной ФНС России №4 России по Тамбовской области.

Цель создания и функционирования отдела являются контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.

В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы, иными нормативно-правовыми актами. В ходе осуществления функций, возложенных на отдел, работники отдела руководствуются обязательными для исполнения положениями, инструкциями, стандартами документоведения, делопроизводства и правилами по вопросам архивного дела.

Положение, структура и штат отдела утверждаются начальником Инспекции. Сотрудники отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей согласно должностным регламентам.

Основные задачи отдела:

1.Проведение приема регистрации и оперативной передачи на обработку в соответствующие подразделения Инспекции документов от организации и физических лиц.

2.Выдача налогоплатещикам документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.

3.Осуществление в установленном порядке регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе.

4.Инфомирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.

5.Организаия персонального и публичного информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве РФ.

6.Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и с общественностью.

Основные функции отдела:

1.Проведение приема налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях.

2.Проведение приема сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку.

3.Проведение приема других документов, представленных организациями и физическими лицами.

4.Проведение приема электронных носителей записи от налогоплательщиков и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков.

5.Проведение приема заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами

6.Осуществление визуального контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях.

7.Осуществление входного контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на электронных носителях записи.

8.Проведение регистрации представленных документов, фиксации соответствия представленных документов установленным требованиям.

9.Проведение сортировки принимаемых документов, формирование пачек (их регистрация) и оперативная передача их в соответствующие подразделения Инспекции.

10.Выдача лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой Инспекции или отказом о предоставлении отметки.

11.Выдача налогоплательщиками по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.

12.Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.

13.Провдение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

14.Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, а также другим вопросам общего характера.

15.Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.

16.Осуществление взаимодействия с отделами Инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

17.Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков.

18.Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства РФ.

19.Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.

20.Взаимодействие со СМИ, общественными организациями, органами исполнительной власти в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий по утвержденным программам Управления.

21.Организация и проведение в рамках работы, проводимой Управлением, мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения налог налогоплательщиков к налоговым органам.

22.Организация публикаций сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными

23.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

24.Проведение регистрации, снятие с учета и другие работы по учету ККТ в денежных расчетах с населением.

25.Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции отдела.

26.Участие в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

27.Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

28.Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

29.Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/ КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

30.Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

31.Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

32.Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

33.Координация работы по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

34.Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признания недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

35.Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

36.Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

37.Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учете налогоплательщиков.

38.Регистрация договоров коммерческой концессии.

39.Работа с информацией об открытии(закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

40.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Полномочия отдела

1.Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

Вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

По указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять отдел в Управлении;

Вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;

Запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на отдел задач;

Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2.Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы инспекции.

3.Структура отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.

Заключение

В ходе прохождения мною учебной практики и написании данной работы была изучена деятельность налоговой инспекции, на примере Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области, руководствующейся Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Подводя итоги практической работы, можно сделать соответствующие выводы. Так в третей главе, удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области. Включает в себя 12 отделов, каждый из которых осуществляет определенные задачи и функции: правовой отдел; отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; отдел информатизации; отдел камеральных налоговых проверок №1; отдел выездных налоговых проверок; отдел учета, отчетности и урегулирования задолженности; отдел общего обеспечения; отдел камеральных налоговых проверок №2; отдел предпроверочного анализа и истребования документов;

отдел кадров и безопасности; отдел налогового аудита; отдел ввода и обработки данных.

Были изучены права и обязанности налоговой инспекции, ее функции и задачи. Также я ознакомилась с работой Отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками, где непосредственно проходила учебная практика.

В целом работу Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области можно оценить с положительной стороны. Об этом свидетельствует следующее:

Между работниками, четко распределены обязанности и это свидетельствует об оперативности и продуктивности работы;

Коллектив инспекции относится к налогоплательщикам вежливо, доходчиво объясняя заполнение документов и деклараций.

Таким образом, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально- экономические параметры страны.

За время прохождения практики, я приобрела практические навыки работы в налоговых органах, закрепила и углубила свои теоретические знания области налогообложения, что способствовало развитию умения работы с налогоплательщиками и практическому умению работы с документами.

Считаю, прохождение производственной практики успешным. Уверена, что полученные практические навыки пригодятся мне в будущей работе по специальности.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Правовая система «Консультант плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 марта 2012 года. - М.: ООО «Рид Групп», 2012. - 832 с.

3. Положение об отделе регистрации, учёте и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области.

Учебники, монографии, учебные пособия:

4. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. «Налогообложение юридических и физических лиц», Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011. - 232 с.

5. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. «Налогообложение юридических и физических лиц». - М.: Экзамен, 2012. - 448 с.

Электронные ресурсы:

6. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru

7. Управление Федеральной Налоговой Службой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.r68.nalog.ru

8. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль, значение и функции органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Анализ деятельности Межрайонной инспекции ФНС № 1 по учету и контролю налоговых поступлений по Республике Тыва. Проблемы сбора налоговых платежей и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2012

    Правовые основы организации и деятельности налоговых органов, основные функциональные задачи Межрайонной инспекции. Организационное построение отдела камеральных проверок. Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций.

    отчет по практике , добавлен 18.11.2012

    Современная организационная структура Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чита. Анализ показателей налоговых платежей. Практические ситуации из работы отделов камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита.

    отчет по практике , добавлен 22.11.2010

    Организационно-экономическая характеристика деятельности инспекции. Анализ основных показателей налогового контроля. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2017

    Обзор налоговых платежей и сборов, совершаемых физическими лицами: налог на доходы и на имущество, транспортный и земельный налог. Расчет налоговой нагрузки - всех налоговых платежей за текущий год. Проблемы налогообложения и защиты прав физических лиц.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Организация работы налоговых инспекций. Функции и обязанности налоговых органов. Полномочия по налоговому контролю, виды и формы налоговых проверок. Учет поступлений по налогам и сборам и задолженности. Полномочия по взысканию налогов, пеней и штрафов.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц. Порядок рассмотрения налоговых споров и исков.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2008

    Особенности и принципы налогообложения юридических и физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых. Правила расчета налоговых платежей организации, налога на доходы физических лиц за налоговый период. Налоговые последствия хозяйственных договоров.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2012

    Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Государственная налоговая служба. Организация деятельности налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Правовая база деятельности налоговых органов.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2006

    Практика налогообложения и работа налоговых органов РФ: ИФНС по Советскому району г. Челябинска в формировании налога на добавленную стоимость. Направления совершенствования налогового администрирования для эффективной деятельности налоговых органов.

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia