Какой вклад внесли арабы в мировую культуру. Арабская средневековая культура

Какой вклад внесли арабы в мировую культуру. Арабская средневековая культура

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.

Исламскую цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец.

И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова. Это объяснялось в первую очередь самими природными условиями, в которых существовали арабские племена.

Плодородные земли простирались преимущественно по побережью Аравийского полуострова. Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона. Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады. Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин. Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век).

Мекканские купцы несколько раз в год составляли караваны, ходившие в Палестину и Сирию. Они везли кожу, изюм, финики, золотой песок и серебро в слитках, йеменские благовония, предметы транзита из Индии корицу, пряности, ароматические вещества, китайский шелк, из Африки слоновую кость, рабов, из Сирии византийские ткани, стеклянную посуду, зерно, растительное масло. Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен. В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными. Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги.

Арабы в большинстве своем были язычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Символ веры приверженцев ислама шахада (свидетельство) начинается словами: Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха. Мухаммед был бедняком, который в юности пас стада своего более зажиточного родственника. Потом он поступил на службу к богатой вдове Хадидже, вел ее торговые дела, и вскоре женился на ней. И хотя он был младше вдовы на 15 лет, это был удачный брак. Со временем, однако, общая торговая конъюнктура ухудшилась, и ему пришлось свернуть свои торговые дела. Мухаммед посвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило суть ислама новой монотеистической религии, ставшей основой Исламской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение.

Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая вера в единого бога Аллаха и его посланника пророка Мухаммеда. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката одной сороковой доли доходов. Пятая обязанность хадж, паломничество в Мекку, священный город мусульман.

VII в. стал веком образования арабского государства, получившего название Арабский халифат. После смерти Мухаммеда в 632 г.

Его преемником халифом (заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халиф соединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижник Мухаммеда Омар, который правил 10 лет. Третьим халифом стал Осман из богатого мекканского рода Омейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правила халифатом VII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Арабский халифат, столицей которого первые сто лет был Дамаск, а затем Багдад, представлял собой централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в руках халифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию. Особым воинским подразделением стала конная гвардия халифа, сформированная из рабов мамелюков. Эта гвардия достаточно скоро приобрела большую силу и была в состоянии свергать одних халифов и возводить на престол других.

Арабская культура прошла сложный путь развития. В ней можно различить собственно арабскую культуру и культуру завоеванных арабами и исламизированных народов, которая нередко находилась на более высоком уровне, чем культура самих завоевателей. К арабской культуре в узком смысле слова обычно относят культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, страны Магриба). Эта культура синтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности. Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI века. Они достигли значительных успехов в художественной литературе, в частности в поэзии, в любовной лирике, религиозной и придворной поэзии. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок Тысяча и одна ночь. Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. арамеями (сирийцами), алфавит состоял из 28 букв. Классический арабский язык сложился на базе Корана и староарабской поэзии. Этот язык долгое время оставался языком государственных учреждений, поэзии и литературы. Его роль в средние века была исключительно велика и сравнима с ролью латинского языка в средневековой Европе и греческого в Византии. Главными центрами образования у арабов стали мусульманские средние и высшие школы медресе (от араб. дараса изучать), которые готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников.

Главным центром культуры был Багдад. В IX в. здесь был создан Дом мудрости своеобразная академия наук. При нем находились библиотека старинных рукописей, астрономическая обсерватория, переводческая школа. Здесь переводились сочинения Аристотеля, Платона, Архимеда, Птолемея и др. Возглавлял Дом мудрости аль-Хорезми. Арабская наука развивалась под сильным влиянием античности, но в то же время она была непосредственно связана с практическими потребностями хозяйственного развития и государственного управления огромной страны. Большое распространение получили заджи астрономические сочинения. Развивалась математика, география и картография, основанные на трудах Птолемея. Многие астрономо-математические труды арабов имели непосредственный выход в практическую жизнь. Весь мусульманский мир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Значительны достижения арабов в сфере медицины. Так, многие открытия в области хирургии принадлежат главному врачу госпиталя в Багдаде Абу Бекер Мухаммед ар-Рази. Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными были мечети и дворцовые здания. Они украшались арабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, с включением стилизованных надписей. Арабские художники достигли также вершин в украшении книг узорами и рисунками. Важнейшее искусство мусульман каллиграфия, т.е. искусство красиво писать. Достижения арабов в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков. Текст рукописи того времени нередко и сегодня воспринимается как самостоятельное произведение искусства. Столь высокое почтение к изображению слова имеет корни в исламе. Если христиане почитают священное изображение образа Божьего, то мусульмане почитают образ Слова Божьего, изображенное Слово.

Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией. Доминирующим фактором в обществе становится религия ислам, которая определяет не только духовно-религиозную, но политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ее воздействие, однако, на развитие цивилизации противоречиво. С одной стороны, ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила. С другой стороны, ислам, начиная со второй половины IX в., становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни»1.

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747-762 - между 813-815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и

ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

Абуль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973-1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»).



В X-XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубай:

Нежным женским лицом и зеленой травой

Буду я наслаждаться, покуда живой.

Пил вино, пью вино и, наверное, буду

Пить вино до минуты своей роковой.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII-IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» - выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина - Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.

Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль- Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков:

К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В X-XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII-VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.

С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи - арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Объектом хаджжа1 мусульман стал Кааба - храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем - как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный - это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.

16.3. Быт и нравы арабов

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат1, является важнейшей составной частью системы ислама.

Шариат формировался в течение VII-VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки - сон, еда, вступление в брак, пр. - не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная глина из Нишапура1. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты - на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, - строго соблюдались.

На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.

Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы - одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.

Важнейшей составной частью ее была джиннология - учение о джиннах2. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из

чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они - и человек, и ангелы, и демоны - покорны воле Аллаха.

Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.

Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других. Самых свирепых демон-шайтанов называли маридами, их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были ифриты, - то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни гули, всегда готовые сожрать одинокого путника.

Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.

Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой - это была «ладонь Фатымы» - по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатымы», так же как и другие амулеты - плоские серебряные лягушки-близнецы, серебряные броши, раковины каури, - предохраняли человека от сглаза.

Сглаза очень боялись и им объясняли многие явления в жизни - от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.

Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», - сказано в Коране.

Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.

Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя в Новое время, а затем и Новейшее время.

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII-XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом - арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам - самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам - вторая по числу последователей мировая религия.

" frameborder="0" width="425" height="350"> То, что такие слова, как мокко и дамаст, арабеска и арак, халиф и минарет,- арабского происхождения, знают все. Но что такие слова, как бушлат, шапка, блуза, алкоголь, карусель, шах, чек, алгебра и цифра, заимствованы из арабского языка или через арабов попали в Европу, известно немногим. Значительное количество слов арабского происхождения в европейских языках говорит о том, что арабское влияние на европейскую культуру отнюдь не ограничивается только влиянием на архитектуру.
Выдающиеся достижения арабских завоевателей в культурной и научной областях объясняются различными причинами. Наиболее существенные из них - интерес и терпимость к культурам захваченных ими обширных территорий, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям. В то время как апостол Павел с упреком вопрошал своих христианских братьев: "Не обратил ли бог мудрость мира сего в безумие" - и в то время как еще в 1209 году синод в Париже запретил монахам заниматься изучением естественнонаучных книг, Коран советовал искать знаний с колыбели до могилы и учил, что обучение наукам молитве подобно. В то время как патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать ее ученых, а книги сжечь, у арабов приобретение книг стало страстью, а обладание ими - символом общественного положения. По всему миру разъезжали агенты арабов, имея при себе громадные суммы денег, чтобы закупить наиболее ценные сочинения. Книги взыскивались с побежденных в качестве военной контрибуции. Книги собирались как музейные экспонаты, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплетчики и прежде всего переводчики принадлежали к самым уважаемым и самым высокооплачиваемым подданным государства. Халифы ценили переведенные с иностранных языков книги на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов. Одним первых указов Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид бен-Джезид, который чувствовал себя обойденным в престолонаследовании, сконцентрировал свои средства и честолюбие на том, чтобы способствовать развитию науки и культуры: он стал первым меценатом средневековья, щедрым заказчиком переводов и исследовании.
В то время как умение читать и писать ограничивалось в Европе небольшим кругом монахов и других духовных лиц и когда Карл Великий уже в преклонном возрасте пытался овладеть этим искусством, в каждой из многочисленных мечетей арабского государства была создана школа Корана, а большие мечети сами превратились в университеты, где знаменитейшие ученые состязались друг с другом в искусстве излагать свои познания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами.

После того как знания арабов обогатились знаниями прежде всего античного мира и византийской эпохи, начался следующий этап - собственного получения и переработки знаний и совершенствования. Ни в коем случае не следует, как это иногда пытаются делать запутавшиеся в европейском высокомерии историки, умалять значения арабов в сохранении ценностей античного мира для культуры человечества, и в том, что эти сокровища для нас не потеряны,- огромная заслуга арабских ученых. Бесчисленное множество выдающихся ученых, вышедших из арабских школ, скоро приступили, опираясь на приобретенные знания, к собственным исследованиям, изысканиям и публикациям своих произведений. Уже примерно в 1000 году книготорговец Ибн ан-Надим смог издать десятитомный "Каталог знаний", содержащий все доступные ему арабские публикации.
Особенно велик вклад, внесенный арабоязычными народами в области естественнонаучных и точных дисциплин, прежде всего в математике.

Когда арабы создавали свою империю, в Европе счет производился на основе так называемых римских цифр, то есть заимствованной у римлян системы, где значения чисел выражались определенными буквами (которые впрочем, развились из цифр): I-1, X-10, С-100 М-1000. С этой системой мы знакомы еще по древним памятникам. Каждый знает, как трудно и к тому же неудобно чтение таких цифр, не говоря уже о счете. Но в Индии развитие цифр началось уже в IV веке, а позднее, в VI веке, там произошел скачок от значащих цифр к позиционному написанию чисел сначала от 1 до 9. Новая система дала возможность выразить любое большое число с помощью этих немногих знаков без того, чтобы писать бесконечно длинную последовательность чисел, нанизанных друг на друга, так как при позиционной системе каждая цифра в зависимости от ее места в ряду чисел выражает разное число. Теперь стало возможным развитие более простой системы счисления и прежде всего переход к письменному счету. Введение нуля как символа "пустого места" в числовой системе усовершенствовало одно из величайших открытий в истории человечества.

Уже вскоре после вторжения арабов на Ближний Восток туда проникла и новая система счисления. Об этом уже в 662 году сообщает сирийский ученый Север Себохт, глава школы ученых и настоятель монастыря на Евфрате. Всего через сто лет благодаря переводу индийского учебника арифметики новый метод находит широкое распространение. Мухаммед аль-Хорезми, который принадлежал к числу талантливейших ученых своего времени, примерно в 800 году обработал этот труд, развил дальше десятичную систему, написал введение к четырем основным действиям арифметики и исчислению дробей и добавил еще сборник задач, который он назвал "Аль-Габр ва-ль-мукабала", что приблизительно означает "Исчисление и противопоставления". Когда много столетий спустя эти книги через Испанию попали в Европу, то первое слово из сборника упражнений было искажено и стало словом "алгебра", а из имени автора возникло слово "algoritmus" ("алгоритм"), под которым в средние века понимали искусство исчисления по десятичной системе, а сегодня - каждый метод вычисления, подчиняющийся определенному правилу. Когда новый вид счета проник в Европу, вместе с ним пришли и новые цифры, в Европе называемые "арабскими". Но арабы, которые применяют их в модифицированной форме, справедливо называют их "индийскими". Вместо арабского выражения для нуля - сифр (пустота) - в качестве обозначения определенных числовых выражений вводится цифра 0. Тому, кто полагает, что новая система из-за очевидных преимуществ распространилась в Европе так же быстро, как в свое время в арабском мире, придется разочароваться. Еще и 700 лет спустя после аль-Хорезми во времена нашего великого математика Адама Ризе учебники арифметики печатались как словарь: на одной стороне - неудобные римские цифры, на другой - "новые арабские".

Заимствование, усовершенствование и распространение новой системы счисления были величайшими достижениями в истории культуры. Они создали предпосылку для дальнейшего развития математики и вызвали грандиозный подъем математических и естественнонаучных исследований среди ученых арабского мира. Им принадлежит заслуга приведения в систему арифметики, в особенности алгебры, и дальнейшего развития и применения их в повседневном быту и научных трудах. Успехи в математике создали основу для новых открытий в области физики. Особенно выдающиеся успехи были достигнуты в астрономии. Не может не поражать тесная связь обитателей пустыни со звездным небом.

Арабский мир выдвинул ученых универсальной эрудиции. Один из величайших среди них, аль-Кинди, живший в IX столетии, был математиком, физиком, астрономом, естествоиспытателем и философом, медиком и музыковедом. Подытожив и обобщив свои познания, отражавшие уровень науки того времени, он изложил их в двухстах трудах.

Если аль-Кинди мог позволить себе критически исследовать Коран и публично заявить о нем как о недобросовестной махинации, и его за это не уничтожили как еретика, что, несомненно, случилось бы с ним при подобном отношении к Библии в Европе, то это свидетельствует о терпимости, характерной для арабского общества тех времен.
В начале Х столетия аль-Батани, изучая произведения Птолемея, переведенные аль-Кинди на арабский язык, обнаружил у египетского ученого существенные ошибки и опроверг многие из его концепций. Он углубил познания человечества о положении Земли во Вселенной; ему удалось исключительно точно определить путь движения Солнца; он первым рассчитал отклонение земной орбиты от ее оси, так называемый эксцентриситет; он усовершенствовал исчисление синус функции и тем самым явился основоположником сферической тригонометрии. 500-600 лет спустя его произведения появились в латинском переводе в Европе, и аль-Батани под именем Альбатений стал очень известным и высоко ценимым авторитетом для ученых эпохи Возрождения.

Спустя еще столетие после аль-Батани, около 1000 года, естествоиспытатель аль-Хасан ибн аль-Хайтан, известный нам под именем Альхасан, открыл, что небесные тела излучают собственный свет и что свету для своего движения необходимо время. Он опроверг мнение Эвклида о том, что человек получает понятие об окружающем мире с помощью исходящих из глаза зрительных лучей, и описал зрительный процесс как чистый акт восприятия. Для своих исследований он построил своеобразную камеру-обскуру. Ему удалось исключительно точно вычислить высоту земной атмосферы. На его трудах учились все великие ученые средневековья - от Бэкона до Ньютона, от Коперника до Кеплера, от Леонардо да Винчи до Галилея.

"Главный врач имел обыкновение каждое утро навещать своих пациентов, справляться об их здоровье и выслушивать их пожелания. Его сопровождали врачи-ассистенты и санитары, и все предписания, касающиеся медикаментов и диеты для пациентов, выполнялись точно и неукоснительно. Потом он возвращался в больницу и обычно садился в большой аудитории, читал книги и готовился к лекциям... При больнице была обширная библиотека со множеством книг и манускриптов, расставленных в высоких книжных шкафах в главном зале. Много студентов и врачей приходили сюда и садились у его ног. Он учил студентов, спорил с врачами на медицинские темы, обсуждая интересные случаи из практики".

Этот доклад о буднях главного врача относится не к нашему времени. Известный медик сейчас готовится к лекции не в аудитории, а в своем удобном кабинете. И студенты больше не сидят у ног учителя. Но цитата из доклада, из которого я опустил только имена, заслуживает внимания, так как ему ни мало ни много 700 лет. Это доклад о сирийском враче и писателе Усабийе, изучавшем медицину в дамасской больнице имени Нури. Ему, сыну главного врача и племяннику директора дамасской глазной клиники, мы обязаны сведениями по арабской медицине, насчитывавшей к тому времени сотни лет.

В течение многих столетий, когда знания эллинов и римлян были совсем неизвестны в Европе, арабская гигиена и медицина считались самыми передовыми в мире.

До 900 года арабские медики имели большие заслуги в открытии произведений Галена и других великих медиков древности. С этого времени, опираясь на полученные сведения, они привели искусство врачевания к новому расцвету, определившему мировой уровень по меньшей мере на полтысячи лет. Около 900 года ар-Рази, именуемый в Европе Расас, написал самую большую медицинскую энциклопедию своего времени. В основе его сочинений лежали многолетняя, насчитывавшая десятки лет врачебная практика и опыт главного врача самых крупных больниц. При этом он изучал эпидемии инфекционных заболеваний, разработал поразительно эффективные методы лечения оспы, кори, желчнокаменной и почечнокаменной болезней, цистита и ревматизма. Кроме того, он выпустил несметное количество небольших работ, и главная среди них справочник "Медицина" под очень привлекательным названием: "Книга для тех, у кого нет поблизости врача". Он успешно боролся за авторитет врачебного сословия. В то время как в Европе еще в течение многих столетий вообще не было и речи о самостоятельном сословии врачей и искусство исцеления было предоставлено цирюльникам, ар-Рази выступил за то, чтобы допуск к врачебной практике обязательно утверждался решением государственной комиссии, что действительно было введено в государстве Аббасидов через несколько лет после его смерти. На склоне жизни ар-Рази обратился к изучению вопросов философского характера он занимался учением Демокрита об атоме, развил его дальше и объявил себя сторонником атеизма. Памятник в аудитории Высшей медицинской школы в Париже увековечивает заслуги одного из величайших медиков всех времен.

Рядом с ним стоит скульптура другого врача и ученого, звезда которого светила в Европе, может быть, еще ярче, чем звезда ар-Рази,- это Абу Али Хусейн ибн-Сина , известный в Европе под именем Авиценны . Он жил с 980 по 1037 год. Его "Канон" на протяжении пятисот лет был своего рода сводом законов для медиков и еще в прошлом столетии входил в учебные программы университетов. В те времена Ибн-Сина, как и большинство его коллег, был не только врачом - за свои исследования и познания его прозвали "князем наук". В главном произведении Ибн Сины под названием "Книга здоровья", состоящем из 18 томов, он суммировал все знания своего времени и распределил их, руководствуясь научными принципами классификации. Весь мир повергала в изумление уже упомянутая больница имени Нури в Дамаске, построенная по приказу султана Нур-ад-Дина Зенги в 1154 году. Средства на ее строительство он получил от франкского короля, попавшего в плен во время крестового похода и отпущенного на свободу лишь после того, как тот уплатил крупный выкуп. Усабийя писал о больнице, что это был громадный комплекс с отдельными зданиями для каждого отделения, расположенный среди зеленых насаждений. Когда молодой египетский полководец аль-Мансур Калавун, излечившись от тяжелой желтухи, захватившей его во время похода, покидал эту больницу, он дал торжественную клятву, что воздвигнет такое же учреждение в Каире, как только станет султаном. Он сдержал слово, и больница Мансура в Каире стала даже лучше, чем дамасская.

Ислам в очень большой степени способствовал быстрому развитию гигиены и здравоохранения в арабском мире - в полную противоположность христианской религии, которая вовсе не интересовалась этими вопросами. Она заботилась о спасении души, а отнюдь не тела и либо рассматривала болезнь как наказание господне, либо видела в ней деяние дьявола. В обоих случаях она рекомендовала молитвы или набожные притчи как лучшее средство для исцеления. В противоположность этому Мухаммед возвел ежедневные омовения в религиозный культ, и мечети стали центрами не только народного образования, но и гигиены: нет ни одной мечети без помещения для омовения, ни один верующий не начнет главную молитву, не совершив предварительно предписанного Кораном омовения.

Повсюду в арабском мире в дополнение к помещениям для омовения в мечетях возникали общественные бани. Известно, что в Багдаде к концу тысячелетия имелось много таких бань. Теперь можно представить тот ужас, который охватил ат-Тартуши, посланника халифа, посетившего Центральную Европу, чтобы передать приветствие своего господина императору "Священной Римской империи германской нации" Оттону I. "Но ты не увидишь ничего более грязного, чем они! - сообщает он о наших предках.- Они моются только раз или два в год холодной водой. Но одежду свою они не стирают; надев раз, они носят ее, пока она на них не истлеет".

Арабы были также лучшими географами своего времени. Многие из них совершали далекие путешествия и записывали впечатления. В первой половине XII века географ аль-Идриси составил атлас с 71 картой, среди которых была карта мира, и написал учебник географии. В XIII веке арабы создали глобус. Знания арабских исследователей, астрономов и географов, стали предпосылкой для века открытий, центр которого - трагизм арабской истории! - переместился в Западную Европу, на берега Атлантики, что явилось началом упадка арабского мира.

В XIV веке работал самый известный арабский географ, имя которого упоминалось уже при описании места, где произошло убийство Авеля,- Ибн-Баттута. Он объездил весь известный в ту пору мир, пересек Малую Азию, Месопотамию, Персию, посетил Индию, Цейлон, Бенгалию, Китай и Суматру, создал прекрасные описания Северной Африки, Египта, Сирии. Позднее в своих путешествиях он добрался до Восточной и Западной Африки и Испании. Здесь Ибн-Баттуту спросили, не собирается ли он предпринять путешествие в глубь Европы. Путешественник в ужасе ответил: "Нет, нет, путешествие на север, в страну мрака?" Это было не для него; это было бы для него слишком утомительно.

Заканчивая главу о культурных и научных достижениях арабов, я позволю себе небольшое отступление от темы. Оно обращено прежде всего к тем читателям, которые собираются швырнуть книгу об стену, поскольку в ней беспрестанно поносится европейская история. Я хотел бы заверить их: я далек от мысли дискредитировать наших общих предков и ничего не имею против германцев, а также против их соседей на Востоке и Западе. Вы ничего не можете изменить в том факте, что исторически они сложились довольно поздно. Следует учесть, что потом они заставили достаточно много говорить о себе. Но я лишь дал понять, что человеческая история начинается не с кимвров и тевтонов и что к тому времени, когда Арминий сражался с римлянами, история других народов насчитывала уже тысячелетия; за многие века эти народы создали и передали человечеству бессмертные ценности. Ведь еще и сейчас широко распространена практика рассматривать мир сквозь европоцентристские очки, начиная с битвы в Тевтобургском лесу или по меньшей мере с Карла Великого. Реакционная историография уже давно пытается умалить выдающиеся достижения византийских и арабских народов в средние века и распространить теорию, согласно которой культурные ценности древности, достигшие апогея у греков и римлян, были восприняты вторгшимися германскими племенами и прямым путем перенесены в "Священную Римскую империю германской нации". Это утверждение ложно с самого начала. Исторические факты свидетельствуют о том, что центр материальной и духовной культуры после гибели Рима переместился в Византию и - после победы арабов вместе с ними - в арабские халифаты. Здесь великое историческое наследие, долго находившееся в состоянии забвения, возродилось и расцвело. Отсюда прежние научные познания и результаты новых исследований распространились в Центральную Европу: в какой-то мере через Болгарию и Россию, отчасти через королевство Фридриха II Сицилийского, где ими вдохновились итальянские города, а частично через Омейядский халифат в Испании. Недооценка византийской и арабской культуры в известном смысле расчищает дорогу фашистской концепции о превосходстве "нордической расы". Сегодня она служит также тем реакционным силам, которые бредят о "европейской миссии" в борьбе против социализма и национально-освободительного движения.анс Майбаум, немецский журналист

Культуру стран халифата преимущественно называют арабской. Это не совсем правильно, потому что она включала также культуру сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии. Однако языком этой культуры был арабский, а объ-единительным элементом — ислам. К тому же арабы использовали культуру и практические достижения покорённых народов, которые часто находились зна-чительно выше их в хозяйственном и культурном развитии. На основе этого разнородного и оригинального сплава арабы создали своеобразную и богатую культуру.

Наибольшего расцвета арабская культура достигла в VIII XII вв. В это время было записано много текстов доисламской арабской устной поэзии. Новая арабская поэзия продолжала хранить старые традиции: воспевала военные победы, любовь, радость жизни. Выдающимся памятником ирано-арабского эпоса является герои-ческая поэма Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей»). Главные прозаические жанры: поучительные и при-ключенческие рассказы, сказки. Первым памятником арабской письменности стал Коран, написанный рифмо-ванной прозой. В XIII в. была создана первая редакция знаменитого сборника сказок «Тысяча и одна ночь».

Восточный орнамент. Середина XIV в.

Бурно развивалась и система образования. Её основу составляли медресе (религиозные учебные заведения), где можно было получить среднее и высшее образование. Вместе с Кораном и мусульманским богословием здесь также изучали точные и естественные науки. В больших городах начальное образование давали частные учителя. В деревнях и небольших городах эту функцию выпол-нял местный мулла .

Арабы сделали значительный вклад в развитие науки. Об их отношении к науке свидетельствуют такие пословицы: «Чернила учёного должны цениться подобно крови мученика», «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке». Местами сосредоточения образования, науки и культуры были многочисленные библиотеки, наполненные литературой разных жанров: от специаль-ной до художественной. В странах Арабского халифата книги были относительно недорогими.

Мечеть в Кордове. VIII в.

При библиотеках активно трудились переписчики. Особенно ценились те, которые имели талант писать изысканно, их называли каллиграфы . Тексты наносились на папирус, пергамент или бумагу. 11роизводство бумаги началось в VIII ст. Мусульмане разработали систему разных почерков, в зависимости от мысли, которая пере-давалась в тексте. Символические надписи помещали также на стенах мечетей, посуде, оружии и т. п. Уровень овладения искусством письма считался показателем образованности и духовного совершенства человека. Как святыня и драгоценность в мусульманском мире ценилась рукописная книга, украшенная орнаментом и оригинальными миниатюрами.

Арабы достигли удивительных результатов в мате-матике, медицине, астрономии, географии. Арабские ученые создали алгебру (от араб. альджабр «порядок», «упорядочение») и усовершенствовали индийскую циф-ровую систему, введя нуль. И хотя современные цифры зародились в Индии, в Европе они стали известны бла-годаря арабам, поэтому и называются арабскими.

Поражают успехи арабов в медицине и астроно-мии. Арабские учебники по медицине были достаточно популярными в странах Западной Европы. Светилом средневековой медицины считают Ибн-Сину (ок. 980-1037), уроженца небольшого селения вблизи Бухары.

Авиценна с учениками. Миниатюра. XIV в.

Европейцы называли его Авиценной . Главный труд Ибн-Сины «Медицинский канон» в латинском переводе был настольной книгой врачей средневековой Европы почти до XVI в.

Во многих городах халифата функционировали обсерватории. В IX в. в Багдаде был создан «Дом мудрости», где находились библиотека и коллегия переводчиков. Здесь переводили на арабский язык научные тексты древнегреческих, иранских и индийских учёных но философии, математике, медицине, астрономии. Интересно, что в XII-XIII вв. произведения античных ученых Архимеда, Птолемея, Гиппократа, Платона, Аристотеля европейцы воспроизводили не с оригиналов, а с арабских переводов.

Тогдашнее арабское искусство было представлено прежде всего архитектурой. Арабы возводили монументальные сооружения: мечети, дворцы, бани. Мечеть была главным сооружением города. Она состоит из двух частей: широкого двора с колод-цем для ритуальных действий и молитвенного зала. Двор был окружён галереями на столбах или колоннах. Со стороны, обращённой к Мекке, ко двору прилегал простор-ный молитвенный зал, разделённый несколькими рядами колонн. В специальной нише в стене хранился Коран. Внешний вид мечети дополнял минарет - высокая башня, с которой мусульман призывали к молитве. Совершенным архитектурным творением является мечеть в Кордове на территории современной Испании. Материал с сайта

В испанском городе Гранаде сохранился роскошный средневековый дворец Альгамбра (с араб. — красный). О происхождении его названия повествует дав-няя легенда, согласно которой строители возводили дворец непрерывно, днём и ночью, разжигая огромные костры, пламя которых отражалось на его стенах. Он был построен в XIII-XIV вв. и является украшением мусульманской архитектуры. Правители Гранады пытались придать Альгамбре настоящую восточную роскошь, ослепить её блеском весь мир. Дворец окружён зеленью садов, среди которых свер-кают жемчужными струями фонтаны и играют солнечными лучами прозрачные бассейны. На территории Альгамбры расположено немало внутренних двориков для отдыха, а также для гостей и послов. Особенно поражает утонченностью Львиный двор. В его центре расположен фонтан, окружённый 12 мраморными львами. Согласно легенде, 12 львов держали на себе трон царя Соломона. Рассказывают, что когда к Гранаде подошла испанская королевская армия, 16-летний правитель, взглянув на Альгамбру с дальнего горного перевала, расплакался. Ему было больно смотреть, как над дворцом поднимается флаг христианского короля. Горечи доба-вили и слова матери: «Ты оплакиваешь, как женщина то, что не смог защитить, как воин».

Мулла (от араб. maula - господин) — в исламе низший сан служителя религиозного культа у мусульман. Часто исполнял также функции учителя и судьи.

Альгамбра — крепость-дворец, сооружённая арабскими змирами в Х III-Х I вв. возле Гранады. Занимает площадь 3,5 кв. км. Многочисленные дворики, залы, галереи, павильоны, башни, расположенные возле двух дворов: «двора мирт» и «львиного двора».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • презентация на тему средневековье арабских стран
  • сочинение на тему "арабское искусство"
  • культура арабского мира

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia