Десятинная церковь в киевской руси. Десятинная церковь в Киеве: фото, история, архитектура, интересные факты

Десятинная церковь в киевской руси. Десятинная церковь в Киеве: фото, история, архитектура, интересные факты

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы» . Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей» . И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения . Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Десятинная церковь. Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.

У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Фильмы о Десятинной церкви:

Построенный в Киеве в 989-996 годах.

Создан по за-ка-зу Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча ви-зан-тий-ски-ми, ве-ро-ят-но сто-лич-ны-ми, мас-те-ра-ми на мес-те язы-че-ско-го кур-ган-но-го мо-гиль-ни-ка. До ос-вя-ще-ния Со-фий-ско-го со-бо-ра (1037) - ка-фед-раль-ный со-бор. На-зва-ние по-лу-чи-ла от де-ся-ти-ны, на-зна-чен-ной князем Вла-ди-ми-ром на её со-дер-жа-ние.

Из-на-чаль-ный про-ект Десятинной церкви в про-цес-се за-ло-же-ния фун-да-мен-тов был из-ме-нён: вме-сто ку-поль-ной ба-зи-ли-ки был со-ору-жён трёх-не-фный кре-сто-во-ку-поль-ный храм (42 × 34 м) с боль-шим под-ку-поль-ным квад-ра-том (7 × 6,5 м) и нар-тек-сом , ок-ру-жён-ный от-кры-ты-ми двухъ-я-рус-ны-ми га-ле-рея-ми . В XI веке га-ле-реи бы-ли за-кры-ты плин-фой, в XII веке, по-сле зем-ле-тря-се-ния, пе-ре-ло-же-ны отдельные уча-ст-ки фун-да-мен-тов и стен, при-стро-ен но-вый при-твор.

Ин-терь-ер Десятинной церкви ук-ра-ша-ли мо-за-ич-ные кар-ти-ны и фре-ски, ка-мен-ные рез-ные пли-ты, мра-мор-ные ко-лон-ны, фраг-мент релье-фа с из-об-ра-же-ни-ем Бо-го-ма-те-ри с Хрис-том (хра-нят-ся в Му-зее ис-то-рии Ук-раи-ны и за-по-вед-ни-ке «Со-фия Ки-ев-ская»). Пол по-кры-ва-ли мо-заи-ки из мра-мо-ра и смаль-ты, мра-мор-ные и пи-ро-фи-ли-то-вые пли-ты, в га-ле-ре-ях - по-лив-ные плит-ки. Сна-ру-жи сте-ны Десятинной церкви бы-ли ош-ту-ка-ту-ре-ны, име-ли греческие над-пи-си; кры-шу по-кры-ва-ли лис-ты свин-ца, су-ще-ст-во-ва-ли ке-ра-мические во-до-сто-ки. Ут-варь, де-та-ли уб-ран-ст-ва церк-ви, мо-щи святого Кли-мен-та I бы-ли дос-тав-ле-ны из Ви-зан-тии и ча-стью вы-ве-зе-ны ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Свя-то-сла-ви-чем из Хар-со-на (Хер-со-не-са). В Десятинной церкви на-хо-ди-лись мра-мор-ные сар-ко-фа-ги Вла-ди-ми-ра и его же-ны Ан-ны, бы-ли пе-ре-не-се-ны ос-тан-ки князей Оль-ги, Яро-пол-ка Свя-то-сла-ви-ча, Оле-га Свя-то-сла-ви-ча, позд-нее по-хо-ро-не-ны кня-зья Изя-слав Яро-сла-вич и Рос-ти-слав Мсти-сла-вич (ки-ев-ский князь в 1159-1161, 1161-1167).

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В настоящее время этого храма не существует, но он располагался на Старокиевской возвышенности, в непосредственной близости от верхней части Андреевского спуска, спускающегося к Подолу.

Историческая справка

Десятинная церковь (ее первое здание) была построена в первые годы после Крещения Киевской Руси на месте гибели христиан, растерзанных толпой язычников и освящена уже в 996 году. Первое здание по типу византийской базилики было построено из местного камня - оно имело размер 32 на 42 метра. В нем было устроено шесть ярусов, а само строение имело форму византийского креста. В первом храме было устроено три предела - главный престол был посвящен Рождеству Богородицы, а два других - св. Николаю и св. Владимиру. Именно в этом храме первоначально был похоронен Святой Владимир (его могила была обнаружена в ходе археологических раскопок). За время существование первое здание храма, несмотря на то, что оно было построено из камня, несколько раз горело (в 1017 году, 1203 году). Именно этот храм стал последним пунктом обороны Киева во время осады города ордой Батыя и рухнул в ходе штурма, погребя под своими стенами защитников города в 1240 году. За годы своего существования, до постройки собора Святой Софии , этот храм оставался усыпальницей великокняжеской семьи - уже после постройки храма в него были перенесены останки святой Ольги, бабки Владимира Великого, его жены греческой царевны Анны и некоторых других потомков Крестителя Руси.

Здание Десятинной церкви стало образцом для постройки многих христианских храмов Киевской Руси - кафедрального собора Чернигова, Софии Киевской.

Первая попытка восстановления храма была предпринята под руководством Петра Могилы, и на месте Десятинной церкви был построен небольшой деревянный храм Успенья Богородицы, в котором митрополит был и похоронен и он просуществовал до средины 18 века

Второе здание Десятинной церкви было построено только через 600 лет - в 1824 году на месте его постройки были начаты первые в Киеве археологические раскопки, которые находились под патронатом Церкви Во время этих изысканий были найдены фрагменты мозаичного пола, фрески и мозаики стен, практически весь фундамент. Непосредственно возле фундамента были найдены руины дворца великого князя, домов его бояр, ремесленные мастерские, первое христианское кладбище на территории Киева.

Возведение второго здания Десятинной церкви заняло период от 1828 до 1842 годов и во многом финансировалось царской семьей. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга - его иконы были точной копией работ Боровиковского.

Здание Десятинной церкви, как и Владимирский собор Киева, были разрушены в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе. Несмотря на то, что в голы независимости Украины было принято решение о восстановлении Десятиной церкви, после нескольких научных конференций было принято решение отказаться от восстановления здания. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.

Десятинная церковь на карте Киева

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В на..." />

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ КИЕВА

Если вы, путешествуя по Киеву, собираетесь пройтись по Андреевскому спуску, увидеть Андреевскую церковь, прогуляться пешком по улице Владимирской, полюбоваться куполами Софии Киевской и Свято-Михайловского Златоглавого монастыря, не упустите шанс посетить Национальный музей истории Украины и осмотреть место, где находится фундамент самого древнего каменного храма Киевской Руси Десятинной церкви.

В этом году исполняется 1020 лет от основания первого каменного храма Киевской Руси - Десятиннои церкви, судьба которой оказалась наиболее драматичной среди всех известных храмов Украины. Возведенная в конце Х века еще во времена установления Древнерусского государства, она почти два с половиной века простояла на Старокиевской горе, будучи символом духовности и главной святыней древнего Киева. Но даже и после разрушения, Богородица Десятинная оставила о себе вечную память на все грядущие века...

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась разрушительному действию пожаров, разрушению и надругательству: впервые Десятинный храм горел еще 1017 году во время большого пожара в верхнем городе. Но после этого князь Ярослав Мудрый отстроил его, окружив с трех сторон галереями и еще больше украсив внутри.
В 1169 году церковь была разграблена войсками суздальского князя Андрея Боголюбского - "грабиша за два дня весь город: Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Богородицу", - так об этом записано в летописи.
А в1203 году церковь вновь пострадала во время разгрома Киева Рюриком Ростиславичем, что "не только единое Подолье взяша и пожгоша, другую Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а другие поймаша, и кресты честные и сосуды священния, и книги..."
Но все эти разрушения и грабежи обозначались преимущественно на внутреннем убранстве храма. А наиболее трагическим для Десятинной церкви стал 1240 год, когда Киев окружили полчища хана Батыя.
Несколько месяцев отважные защитники Киева во главе с воеводой Дмитрием сдерживали нападающих, не пуская их в город, но врагам удалось-таки проникнуть внутрь и превратить его в сплошные руины. "На другой день пришли (татары) на них, и была битва между ними великая. Люди тем временем выбежали и на церковь, и на свод церковный с пожитками своими, от бремени повалились с ними стены церковные и так укрепления было взято (татарскими) воинами. Дмитрия же вывели (к Батыю), раненого, но они не убили его через мужество его ». Так погибла эта древняя киевская святыня, в стенах которой нашли свой последний приют герои-защитники Киева: "единую чашу смертную пиша вси вкупе мертви лежаща".
Произошло это 6 декабря 1240 на Николин день. Но это еще не вся история этого известного храма...


Оборона Киевской Десятинной церкви от нашествия орды

Итак, вернемся к самому началу. История этой древней церкви началась с знаменитого события Крещения Руси-Украины, определившая судьбу всего нашего государства и народа на будущие века.
«Создал Владимир церковь святой Богородицы - Владычицу нашу Богородицу в Киеве», - писал Нестор о Десятинной церкви, которую еще во времена Владимира Великого стали называть "матерью церквам русским", в своем "Чтении о Борисе и Глебе".


Так могла выглядеть Десятинная церковь (иллюстративная реконструкция)

Летописные сообщения о Десятинном храме достаточно четко указывают время его основания. Известно, что в 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение в Херсонесе и обвенчался с византийской царевной Анной, а вернувшись домой, окрестил и всех киевлян. Этот летописный рассказ стал хрестоматийним.
Сразу после того, как христианство стало официальной государственной религией Киевской Руси, князь Владимир стал уничтожать старые языческие традиции, сбрасывать идолов и разрушать капища.


В. Васнецов.Крещение князя Владимира и Крещение Киевской Руси. Роспись во Владимирском соборе.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет" князь Владимир "приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия (это имя Владимир получил при крещении) на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и назначать туда попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам ".
А уже в следующем (989) году в Киеве был заложен первый каменный храм в честь Пресвятой Богородицы: "потом же, когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы, и, послав (послов), привел мастеров из греков, и начал строить... А когда закончил сооружать, украсил он ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял был в Корсуни, - иконы, и утварь церковная, и кресты " - так описал это событие летописец.
Согласно преданию, место для строительства будущей церкви было выбрано Владимиром не случайно. Когда-то здесь жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане-варяги Иоанн и его сын Федор. Однажды, еще будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий и он указал на Федора. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась на старика и разрушил дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.


Верещагин В. "Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.".

Итак, в 989 году в Киев приехали греческие мастера «каменосечци и зиздатели Полат каменных», и началось строительство первой русской каменной церкви, которое длилось 7 лет (по тем временам это было обычным сроком строительства больших каменных храмов) и завершилось в 996 году. Подтверждение этому содержится в той же летописи Нестора под 996 годом: "когда же Владимир увидел, что церковь завершена, он, войдя в нее, помолился Богу, говоря:" Господи Боже! Призри с небес и посмотри, и посети сад Свой, и сделай, что насадила десница Твоя, люди сии новии, сердце которых Ты обратил еси к истине, (могли) познать Тебя, истинного Бога. И посмотри Ты на церковь осю, которую создал я, недостойный раб Твой, в честь Матери, которая породила Тебя и Приснодевы Марии Богородицы. И если помолится кто в церкви сей, то услышь Ты молитву его и отпусти все грехи его мольбы совета Пречистой Богородицы ".
А уже 12 (25) мая 996 года новая церковь была освящена в честь Успения Богородицы и с тех пор этот день стал "днем ангела" храма.

Чтобы объяснить второе названия церкви - Десятинная, которое пристало к ней вскоре после освящения, снова обратимся к летописи Нестора, где собственно говорится, что, помолившись в новом храме, Владимир сказал: "Осе даю церкви сей, святой Богородице, от поместной своей и от моих огородов десятую часть ". И, написав, положил он присягу в церкви сей, сказал: "Если это отменит кто, - пусть будет проклят". И дал он десятину Анастасу - корсунянину и сделал тогда праздник большой в тот день боярам, и старцам городским, и убогим раздал много добра ". Именно под названием Десятинной церковь и вошла в историю.

Богородица Десятинная сразу же стала символом величия столицы древнерусского государства и главной святыней великокняжеского центра, потому что, прежде всего, строилась как кафедральный собор. К сожалению, мы не можем достоверно узнать, как же выглядел этот первый каменный храм, возведенный греческими мастерами. Но уверенно можно утверждать, что подобных сооружений в Киеве и по всей территории Киевской Руси еще не было. Превзойти это каменное строение смогла бы разве что лишь София Киевская, заложенная Ярославом Мудрым. Но это произошло почти на 40 лет позже.

По словам исследователей, даже в окружении роскошных княжеских дворцов, Десятинная церковь существенно выделялась своими размерами и была значительной постройкой на территории города Владимира. Современники сравнивали ее с небесами, вероятно из-за впечатляющих размеров: высотой она была больше 35 м, а ее внутреннее пространство равно было 32х42 метрам.
Современные исследования доказали, что Десятинная церковь была окружена крытыми галереями, по которым, вероятно, соединялась с юго-западным княжеским дворцом. В архитектурном плане она выглядела, как крестово-купольное шестистолпное сооружение, однако некоторые письменные источники ХІV века указывают, что храм был многокупольним. К примеру, в "Списке русских городов дальних и ближних" записано:"Киев древлян, на Днепре, а церкви: святаа Богородица десятинна, камена, была о полутретьятцати версях, а Святая София – о двенадцяти версях". Большинство ученых считают, что составитель Списка, вероятно, преувеличил количество бань на главной церкви Киева, однако вряд ли можно сомневаться в том, что Десятинная церковь действительно имела много бань. Во всяком случае, первая каменная церковь не могла не вызвать благоговейного удивления среди тогдашних киевлян и многочисленных посетителей "матери городов русских".


Город Владимира с княжескими дворцами и Десятинной церковью (макет)

Но этот храм поражал и удивлял не только своими размерами, но и внутренним убранством. Внутри церковь была расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками. Пол украшали мозаичные плиты, выложенные из различных пород мрамора, шифера и других ценных пород камня (остатки этих материалов были найдены во время многочисленных раскопок, проводившихся в разное время). Именно поэтому за роскошное убранство Десятинную церковь называли еще и "мраморной".
Главной святыней церкви стал чудотворный образ Богородицы, о котором упоминается в "Чтении о Борисе и Глебе" Нестора-летописца. Эта икона, известная как древняя святыня Киева, была привезена из Корсуня женой князя Владимира Анной с приданым. Образ по повелению греческой царевны был поставлен в Десятинном храме. Дальнейшая судьба этой иконы точно не известна. Предполагают, что впоследствии икона Константинопольской Богоматери была отдана одним из киевских князей в приданое за дочерью или сестрой, которая отправлялась в Белзкое княжество. По другой версии она была вывезена из Киева в 1270 году князем Львом Даниловичем, который поместил ее в церкви города Бэлза, а в 1382 году эта киевская святыня попала в Ченстохов и стала главной святыней Польши под названием чудотворного образа Ченстоховской Божьей Матери.


Ченстоховская икона Божией Матери или "Черная мадонна", которой поклоняются и католики и православные.

В Богородице Десятинной хранились и другие священные реликвии. В частности, глава священномученика Климента, его ученика Фивы и мощи других святых, привезенные из Корсуня.
Церковь была трех престольной: центральный престол был посвящен Богородице, второй - святителю Николаю, а третий - св. Клименту.
Известно также о чудотворной иконе Святителя Николая, привезенной Владимиром из Корсуня (именно в память об этой иконе в начале XVII в. на развалинах храма киевляне возвели небольшую деревянную часовню, которую назвали "Николай Десятинный"). Правда, у исследователя киевской старины К. В. Шероцкого существовала своя версия относительно этой святыни: якобы этот образ был взят князем Владимиром из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле, когда оттуда было перенесено тело святой Ольги (1007г). Так, со временем Десятинная церковь стала семейной усыпальницей первых киевских князей. Здесь нашли свое место упокоения его патроны: жена Владимира греческая царевна Анна, умершая в 1011, а в 1015 году сам князь Владимир Великий, тело которого было положено в мраморный саркофаг.
В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый перенес в Десятинную церковь тела своих дядей Ярополка и Олега Святославовичей - братьев Владимира Великого. Также здесь находились захоронения князей Изяслава Ярославича и Ростислава Мстиславича, а еще первого Киевского митрополита Михаила.

Такова была история Богородицы Десятинной до нашествия Батыя 1240 года, которое стало катастрофическим для всего Киева. После этого печального события храм почти четыре века пролежал в руинах. Вплоть до 30-х гг.. XVII в., Когда киевский митрополит Петр Могила сказал: "Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".
По тем временам от Десятинной церкви остались только руины и только часть одной стены чуть возвышалась над землей.
Сохранилось описание французского инженера Гийома де Боплана, который путешествовал по Украине в конце 20-х - начале 30-х годов XVII века, о руинах Десятинной церкви, где он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты уже только 5-6 футов.


Руины Десятинной церкви на рисунке А.Вестерфельда, XVII в

Петр Могила, потратив немалые средства, откопал развалины древней церкви, найдя среди них две древние гробницы, а через некоторое время построил на этом месте небольшую церквушку, которую освятил его сподвижник и преемник Сильвестр Косов в 1654 году. П. Могиле не удалось закончить восстановление этой святыни, поэтому в своем завещании он отметил: "На восстановление церкви, названной Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы восстановление закончено было, с моей шкатулы готовых тысячу золотых назначаю и записываю".
В том же году к церкви была пристроена трапезная и надстроен второй деревянный этаж с церковью святых апостолов Петра и Павла. В таком виде Десятинная церковь простояла до 1758 года, когда был совершен очередное ремонт, который профинансировала монахиня Флоровского монастыря Нектария (в миру княгиня Наталья Долгорукая).
Но, когда в 1810 и 1817 Киев посетил ее внук, князь М.Долгорукий, то в своих "записках" он жаловался на нехватку людей, которые могли бы ознакомить его с киевскими достопримечательностями, а о Десятинной церкви заметил: "Никогда бы я не подумал, что она так брошена и призрена как я ее нашел ».


Монахиня Нектария - старица Флоровского монастыря (в миру княгиня Наталья Долгорукая).

Очередные строительные работы вокруг Десятинной церкви начались уже в начале XIX века. В 1824 году тогдашний киевский митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу - любителю Кондрату Лохвицкому, которого поддерживал "великодушный чтитель священной древности" заштатный гвардии поручик и богатый киевский помещик Александр Анненков. В частности, он выхлопотал разрешение отстроить храм на собственные средства и выделил деньги на раскопки, во время которых было выявлено немало интересных артефактов. В частности, были найдены остатки колонн, фресок, мозаик, много серебряных и золотых старинных греческих и других монет, два древнейших особой продолговатой формы колокола и две каменные гробницы.
Под крышкой одной из них был обнаружен женский скелет, вероятно царевны Анны, с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота, а так же и другие золотые украшения. В другой каменной гробнице были мощи князя Владимира, которые были найдены еще при митрополите Петре Могиле (в саркофаге сохранились кости, кроме главы и правой руки и остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.) Тогда же было найдено и третью гробницу - севернее Могильной церкви у самой стены. Этот саркофаг представлял особую ценность: на нем был изображено резное плетения с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Этой орнаментацией он был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В нем лежали останки с не истлевшей одеждой и бархатным покрывалом, через которое можно было четко видеть сохраненный внешний вид женщины, которой, вероятно, была княгиня Ольга. Эти щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных и столичных правительственных кругах, где вдохновенно заговорили о восстановлении Десятинной церкви.

По повелению императора Николая I был создан комитет по сооружению храма и объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие известные зодчие Российской империи и, в частности, Киева. Известно, что свой проект Десятинной церкви представлял известный киевский архитектор Андрей Меленский, но победил проект петербургского архитектора Виктора Стасова, который представил Десятинную в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной зданием.
2 августа 1828 было освящено начало строительства, в знак чего в основе престола положили камень из красного гранита с надписью о дне основания новой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Интересно, что несколько кирпичей из фундамента старой Десятинной церкви были заложены и в фундамент Красного корпуса Киевского университета 31 июля 1837). Строительство храма стоило более 100 000 рублей золотом и продолжалось в течение 13 лет, а 15 июля 1842 митрополит Киевский Филарет торжественно освятил новую Десятинную Успения Богородицы Николаевскую церковь.


Десятинная церковь. Архитектор В.Стасов.

Новая Десятинная церковь в народе получила название Анненковськой. Она была значительно меньше своей площади за старинную Владимирскую и занимала только юго-западную часть старых фундаментов алтарных апсид, а части прилегающих к ним фундаментов галерей остались незастроенными.
Внешне в южную стену новой церкви без определенного порядка были вделаны остатки древних рельефных букв бывшего греческой надписи из первоначального строения Десятинной церкви. Также в новом храме хранились отдельные фрагменты старой Владимировой церкви: мозаичный пол из разных сортов мрамора и малинового цвета волынского шифера, драгоценные остатки мозаик, керамических плиток, фрагменты фрескового рисования, кирпича с родовым знаменем киевских князей - трезубцем, другие детали древнего сооружения и старый колокол. Несмотря на это, в архитектурном плане церковь выглядела слишком помпезной: с присадистыми московскими куполами и цибулястымы главами, за что исследователи-любители старины Киева прозвали ее "ступой" и считали оскорблением памяти великого Владимирского храма.

Впрочем, и этой постройке также не повезло. Новая беда пришла вместе с новой властью большевиков, объявивших "религию - опиумом для народа" и упорно приступивших к уничтожению культовых объектов. Сначала Десятинный храм планировали включить в перечень достопримечательностей, разместить в ней экспозицию музея и объявить в числе объектов государственного историко-культурного заповедника под названием "Киевский Акрополь". Но уже в 1929 году появились другие планы относительно ее использования: в частности, предлагалось перестроить ее под клуб. Но общество охраны памятников опротестовало подобные планы и настояло на передаче церкви в ведение Киевской краевой инспектуры. Тогда же к спасению Десятинной присоединился и известный исследователь и памятковед Федор Эрнст, который обратился в Укрнауку с письмом о нецелесообразности срочного изъятия Десятинной церкви из пользования религиозной общины. Но было уже поздно...

2 октября 1929 Десятинную церковь закрыли, но музея из-за нехватки средств так и не создали. А в марте 1936 года президиум Киевского горсовета вынес решение о сносе Десятинной церкви как таковой, не имеющей исторической ценности. Единственное, что удалось сохранить - это архивные материалы, находившиеся в помещении Десятинной церкви - их передали в Софийский архитектурно-исторический музей. В том же году Десятинной церкви, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало...

Еще одна важная страница в истории этого храма связана с археологическими раскопками. Первые научные исследования проводились вокруг церкви еще в 1908-1911 гг. по постановлению Петербургской археологической комиссии. Археолог Д. Миляев, который руководил работами, был первым, кто на основании научных обмеров составил близкий к действительному план первобытного строения церкви. Во время этих раскопок было найдено и ценный клад золотых и серебряных украшений, самые ценные вещи из которого (серьги, колты, браслеты, кольца, серебряные монеты, гривны и т.д.) оказались в Петербургских музеях, где и находятся там по сей день.

Следующая экспедиция появилась на Старокиевской горе после того, как был уничтожен "новый" Десятинный храм Стасова. В 1938-1939 гг. здесь работала экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. Каргера, которая провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаикового пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов... А рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков. Эти археологические находки сейчас хранятся в Национальном заповеднике "София Киевская" и Национальном музее истории Украины. Довоенные исследования дали археологам исчерпывающе полную картину о фундаментах старой Владимировой церкви, после чего исследователи взялись за реконструкцию внешнего вида старого храма, но теперь уже только на бумаге. Попытки реконструкции Десятинной церкви времен Киевской Руси были у М. Холостенко, американского исследователя К. Конанта, А. Реутова, Ю. Асеева....


Десятинная церковь (реконструкция Ю. Асеева)

После послевоенных археологических экспедиций фундаменты церкви законсервировали, возродив их контуры и устроив отдельные детали древнего фундамента под стеклом. А человеческие скелеты, которых археологами было найдено немало, похоронили в братской могиле, где установили памятный крест с надписью: "Братская могила защитников Киева, которые погибли в 1240 году во время нашествия Батыя".


Контуры фундамента Десятинной церкви в ХХ в.

Несколько лет назад интерес к восстановлению Десятинной церкви снова вернулся.
Первые археологические разведки в XXI в. были проведены еще в 2005 году, а в 2008 году археологи приступили к основным работам. За это время на территории раскопок ученые сделали детальное описание остатков фундамента церкви, а также нашли ряд артефактов: монеты времен ХV-ХVIII веков, каменные пряслица древнерусского времени, керамическую посуду Х века, перстни, изготовленные из цветного металла, костяные наконечники стрел. Уникальной находкой ученые называют наконечник с резьбой скандинавского типа, который нашли на территории языческого захоронения Х века. Это первая подобная находка на территории бывшей Руси. Но сколько бы находок не имели под руками археологи, воссоздать Десятинную церковь с точностью до миллиметра никогда не удастся. Прежде всего, от бывшего огромного сооружения сейчас сохранилась только пятая часть фундаментов, остальные были разобраны как строительный материал в конце ХVII - начале ХVIII века.


Павильон на месте раскопок фундаментов Десятинной церкви

Дальнейшая судьба Десятинной церкви остается неопределенной. Будут ли продолжаться раскопки, оставят ли оригинальный фундамент, возведут ли новый храм – дискуссия на эти темы не смолкает от момента начала раскопок... Но в каком бы виде не довелось киевлянам и гостям столицы созерцать древний храм, он во все времена будет оставаться нашей национальной святыней и гордостью.

© 2024 udalayagvardia.ru - Строительный портал - Udalayagvardia